Тема:

Кризис в Белоруссии 2 месяца назад

Польше мало "спасибо" Тихановской

Уроки истории неоднократно доказывали: "мирные" с виду марши могут быстро сменить другие, с оружием в руках, о них и предупреждал белорусов Лукашенко. Есть ли границы "ополячивания" Белоруссии?

Уроки истории неоднократно доказывали: "мирные" с виду марши могут быстро сменить другие, с оружием в руках, о них и предупреждал белорусов Лукашенко. Есть ли границы "ополячивания" Белоруссии?

На той стороне реки Марыха – Литва. Мы сейчас в Польше, а вот там уже Республика Белоруссия. В этом месте пересекаются сразу три государственные границы, а на этой территории еще и интересы трех стран.

Здесь, в Августовской пуще, Гродненская область граничит с Подляским воеводством, где проживает абсолютное большинство польских белорусов. Город Бельск-Подляшский, 50 километров от границы. Сегодня из 25 тысяч жителей около 8 называют себя в переписи белорусами. В городе есть и национальный лицей. Символика, которую многие увидели впервые на минских протестах, здесь была всегда, рассказывает директор, а когда-то и выпускник лицея Андрей Степанюк: "У нас был червоно-белый стяг, он делается символом свободной Белоруссии, всех белорусов во всем свете. Самое важное – это погоня. И польского орла мы маем. Два символа Польши и незалежной Белоруссии".

Директор лицея с гордостью демонстрирует учебники по белорусскому языку – все они изданы в Польше на средства Министерства образования. "Получаем книги, которые там выходят, выданы они бесплатно Министерством образования Польши", – сказал Степанюк.

В кабинете истории центральное место – у литовского Князя Витовта и Грюнвальдской битвы – важнейшей в истории Польши и Литвы. Чьей истории учат польских белорусов, понятно. Но только вот все обучение, кроме белорусского языка и литературы, в лицее идет на польском – по требованию того же Министерства образования.

"Белорусские меньшинства в Польше после переписи 2002 года до 2011-го – это единственное меньшинство, чья численность уменьшилась. Только белорусы. Все остальные – русские, украинцы, литовцы, немцы и другие – численно увеличились. До сегодняшнего дня так бывает, что бабуля с дедулей говорят между собой по-белорусски, а вот к своим внукам обращаются уже по-польски", – отметил Томаш Сулима, заместитель председателя горсовета депутатов города Бельск-Подляски.

Разноцветные ставни, резные наличники – так сразу и не скажешь, что это Польша. В Подляском воеводстве доля белорусского населения в некоторых деревнях достигает 80%. Один из таких примеров – деревня Целушки. Польской речи здесь не услышишь. Говорят местные на "своей мове" – так называют подляшский говор. Главное отличие от литературного белорусского языка – латинский алфавит.

Но жили мирно рядом с поляками в Целушках не всегда. Эти земли и сегодня некоторые в Польше называют "Восточными кресами, то есть окраинами. Во Второй Польской республике межвоенного периода здесь проводилась политика полонизации славянского населения. Так называемые "проклятые солдаты" продолжили ее и после войны.

Словосочетание "Восточные кресы" вновь зазвучало в рядах польских правых – в понятие "Восточных окраин" входят и Гродненская и Брестская области.

"Многие в Польше считают до сих пор, что так и есть, что как минимум половина территорий Белоруссии – это та часть, которую незаконно у Польши забрали. И эти силы всегда в Польше были, они всегда были активны, но сейчас для них – момент показать, что там нет демократии. Это не какие-то маргиналы, увы, нет", – отметил Андрей Романчук, бывший секретарь программного совета "Радио Белосток", секретарь Русского культурно-просветительного общества в Польше.

Пожелания к Белоруссии вернуть Польше территории сегодня в связи с ситуацией в Минске открыто высказываются в польском медиапространстве: "Мы идем к ослабленной Тихановской и говорим, что польское правительство может ее поддержать, но "спасибо" за это будет недостаточно. Если вы хотите быть демократической страной, то, пожалуйста, отдайте Польше то, что ей принадлежит".

Польское правительство свою помощь начало с виз – премьер-министр Моравецкий пообещал упростить визовый режим для пострадавших в ходе протестов белорусов и добавил, что без виз уже въехали 10 человек. Вместо лозунгов – инструкции, как воспользоваться предложением и перевезти в Польшу родственников, они звучали прямо на митинге в поддержку оппозиции в польском Белостоке.

Сам митинг многочисленным назвать нельзя. Но благодаря мерам, которые принимают власти страны, белорусских оппозиционеров в Польше скоро сможет оказаться больше. Кроме упрощенного визового режима предлагают еще и лечение в больницах тем, кто пострадал на протестах. Помощь отчисленным белорусским студентам предлагает Университет имени Адама Мицкевича в Познани, он готов принять их на бесплатное обучение.

"Открытые университеты для политических беженцев, открытые больницы. Если вы спросите, достаточно ли этого, думаю, нет. Много сомнений в этом районе, а какая альтернатива? Танки? Вертолеты? Не знаю", – размышляет Томаш Сулима.

За помощь белорусской оппозиции от лица Польши будет теперь отвечать Збигнев Рау, новый министр иностранных дел республики. Его назначили 26 августа. Его предшественник Яцек Чапутович подал в отставку 20 августа – в тот же день, когда состоялась его встреча с бывшим кандидатом в президенты Валерием Цепкало. Сейчас он в розыске по делу о получении взятки и находится в Киеве.

За пределами Белоруссии, в Вильнюсе, продолжает находиться и лидер оппозиции Светлана Тихановская. С окончанием карантина, обязательного для пребывающих в Литву из Белоруссии, ее расписание стало плотным. Тихановская встретилась с замгоссекретаря США Биганом. Но на пресс-конференции по итогам встречи не появилась. На следующий день лидер оппозиции, сидя на обыкновенной кухне, выступила перед Европарламентом на английском языке.

Вмешательство других стран в ситуацию в Белоруссии недопустимо – об этом из Вильнюса заявила лидер оппозиции в интервью американскому телеканалу Fox, добавив при этом, что благодарна за поддержку. Предоставить ее обещал замгоссекретаря Биган.

"Мы – Белоруссия. И наш народ хочет жить в демократической стране, и только от нас это зависит, это наша воля. Я думаю, ни одна страна не должна влиять на решение нашего народа. Биган уверил меня, что лично он и весь американский народ сделают все возможное, чтобы поддержать нас и помочь нам в этой ситуации", – заявила Тихановская.

Оппозиционный лидер дала интервью и польскому порталу Onet. Тихановская сначала назвала чушью идею закрытия границ с Россией, а потом не ответила на вопрос о пересмотре соглашений с нашей страной, мол, не ее компетенция.

Интервью порталам, работающим на белорусскую аудиторию, Тихановская, будучи в Литве, пока не давала, хотя в Польше работают сразу несколько таких изданий. Бывший глава МИД Польши Радослав Сикорский фактически указал на связь Варшавы с белорусскими оппозиционными ресурсами в интервью журналу "Политическая критика".

Это он, будучи на министерском посту, вместе с европейками коллегами в феврале 2014 года выступил свидетелем на подписании соглашения об урегулировании кризиса между президентом Януковичем и тогдашней оппозицией – Кличко, Яценюком, Тягнибоком. Сикорский даже угрожал оппозиционерам на камеру: подписывайте или умрете. Но потом этот договор никто. кроме самого Януковича, соблюдать не стал. Еще до Майдана Сикорский приоритетным проектом для МИД Польши называл канал "БелСат".

"Телеканал "БелСат" – это вообще очень интересная вещь, это же один из каналов польского общественного телевидения, где есть и заграничное финансирование. Они говорят, что его нет, но оно есть. Оно есть от Евросоюза, оно есть от Госдепа", – подчеркнул Андрей Романчук.

Вот, например, материал на сайте телеканала рассказывает подробно, какие нужно иметь документы, чтобы выехать в условиях закрытых из-за коронавируса границ из Белоруссии в Польшу. Упоминается и "карта поляка" – документ, который дает и разрешение на работу в Польше, и преимущества при эмиграции. Все, что нужно для ее получения, – доказать свое польское происхождение.

Этот документ польские власти активно выдают гражданам Белоруссии. Пусть пограничные столбы в Августовской пуще остаются на своих местах, поляков в так называемых Восточных кресах все больше.