Тема:

Ситуация в Белоруссии 2 месяца назад

Ситуация в Белоруссии: почему оппозиционеры уезжают из родной страны

В литовский город Пабраде, который находится на границе с Белоруссией,  перебрасывают танковый батальон армии США. Утверждается, что это плановые учения, не связанные с обстановкой у соседей. Одновременно на внешнеполитическом поле Вашингтон пообещал новые санкции для тех, кто выступает против уличных протестов в Минске, которые, судя по всему, продолжат организовываться из-за границы. Еще один лидер оппозиции покинул страну и уехал в Польшу.

В литовский город Пабраде, который находится на границе с Белоруссией, перебрасывают танковый батальон армии США. Утверждается, что это плановые учения, не связанные с обстановкой у соседей. Одновременно на внешнеполитическом поле Вашингтон пообещал новые санкции для тех, кто выступает против уличных протестов в Минске, которые, судя по всему, продолжат организовываться из-за границы. Еще один лидер оппозиции покинул страну и уехал в Польшу.

Оппозиционные бело-красно-белые флаги с самого начала протестов висели на минском жилом комплексе "Каскад", одном из самых современных и престижных кварталов белорусской столицы. Их попытались снять альпинисты.

После митингов, которые прошли 1 сентября, протестующие студенты взяли паузу. Они словно выжидают, как отреагируют белорусские власти. Их как жертв "белорусских репрессий" глава МИДа Литвы Линкявичус уже официально приглашает получать образование в литовские вузы, но и на территории собственных они чувствуют себя хозяевами.

По информации белорусского МВД, 1 сентября было задержано 128 человек, в том числе и журналисты, которые были с аккредитационными удостоверениями и жилетами с надписью "Пресса". Репортеры до сих пор находятся в Октябрьском РОВД Минска. Их обвиняют в участии в массовых беспорядках, дела уже разбирают в суде. Член Координационного совета Мария Колесникова заявила, что это является грубым нарушением законодательства.

Запрет на въезд в страну главы белорусской католической церкви митрополита Тадеуша Кондрусевича удостоился даже внимания американского госсекретаря. Вот что заявил Майк Помпео:

— Белорусские власти должны разрешить повторный въезд архиепископа Кондрусевича, чтобы он мог заботиться о своей пастве во время продолжающихся протестов. Он и весь белорусский народ должны иметь возможность пользоваться своими основными свободами, включая свободу вероисповедания.

Каждый такой случай немедленно становится на западе очередным доказательством правонарушений режима. Светлана Тихановская дала по этому поводу первое интервью литовскому телевидению и вот что сказала во время него:

— Я думаю, что у господина Лукашенко нет морального права баллотироваться на новых выборах, потому что люди преступления уже не простят.

В рядах оппозиционеров произошла ссора между собой по поводу дальнейших планов — у каждого оказались свои. Кроме того, еще отыскались перебежчики, раньше преданно служившие Лукашенко.

"На коленях стоял, дрожал: пошлите меня в правительство. Стал министром. Поработал министром — я хочу обратно, хочу послом быть. Куда? Ну, во Францию. Ладно, езжай во Францию. Ну как-то старался по-отечески относиться. Оттуда приехал — ну не было у нас портфеля — тоже просился в правительство. Не было такого портфеля. Ну можно я поработаю где-нибудь там и там. Где? Хочу в Янки Купалы (театр). Иди поработай. Потом показалось, что власть наклонилась, а, может, уже где-то и рухнула. Да не потому, что он наконец-то проснулся, или мама ему глаза открыла. Нет, он и был такой. Он увидел, что, наверное, эта власть рухнет, надо бежать в другую — вот он и побежал", — сказал Лукашенко.

Речь идет о бывшем министре культуры и бывшем же руководителе театра имени Янки Купалы Павле Латушко, который мигом "перековался" и вошел даже в Координационный совет оппозиции. В среду, 2 сентября, как это водится у белорусских оппозиционных лидеров, он оказался в Польше — поехал туда за консультациями.