Сноуденовское – "не думал, что доживу" – сегодня повторяют и стороны одного из самых скандальных и длительных судебных разбирательств с недвижимостью в истории Испании. После 15 лет слушаний и показаний суд Ла-Коруньи признал летнюю резиденцию генерала Франко государственным имуществом. 6 внуков диктатора ждали решения судьи больше 8 часов, и сразу после через адвоката заявили, что не отдадут Пасо-де-Мейрас без апелляции. Ведь уже три года они безуспешно пытаются продать виллу деда за 8 миллионов евро. Алчность наследников Франко открыто высмеивают в Мадриде: мол если виллу генералу "подарил" народ Галисии, то почему бы просто не передарить его обратно?
Жесткое решение галисийской судьи застало врасплох семью Франко. Адвокаты еще не успели ознакомиться со всеми деталями приговора, расписанного на 400 страницах, но суть ясна – поместье 1900 года со всей прилегающей территорией переходит в собственность испанского государства. Здание нужно немедленно освободить, никакой компенсации за утрату жилья не предусмотрено.
Адвокаты семьи намерены оспаривать решения первой инстанции.
"Мне трудно быть более несогласным. Решение содержит серьезные ошибки, не учитываются фундаментальные аргументы, которые были приведены в качестве ответа на иск. Порой кажется, что они вообще наш ответ не читали, а основывались на книге двух активистов из Галисии, которые открыто заявили о том, что против Франко", – негодует Луис Фелипе Утрера-Молина, адвокат семьи Франко.
Они выпустили книги, основываясь двух десятках лет исследований. В разгар испанской гражданской войны в 1938 году владение, бывшее резиденцией литераторов, передали Франко от имени благодарного народа, так говорится в дарственной.
Историки скрупулезно изучили архивы, фотографии, бумаги и утверждают, что прилегающие земли отбирали силой, а жителей заставляли делать вроде как "добровольные" пожертвования на реставрацию дворца. Но главное, подарено оно было не частному лицу, а главе государства, а значит и принадлежать должно государству.
"Во всех документах Пасо-де-Мейрас всегда связывалась с именем Франко как с главой государства, не наоборот. Нет никакой связи права на поместье потому что это именно Франко", – говорит Карлос Бабио, писатель.
Семья диктатора парирует тем, что в 1941 году Франко оформил его как личную собственность. Документ суд признал фиктивным.
"Сегодня исторический день. Решение суда юридически безупречно, оно отражает и наши требования, и требования многих других людей несогласных с положением дел", – констатирует Бенито Портела, мэр города Сада.
Поместье на протяжении всей жизни Франко служило ему летней резиденцией. Там принимали летом 1943 года американского посла, когда говорили о прекращении сотрудничества с гитлеровской Германией, там же в 60-х проводили советы министров.
В 1978-м, через три года после смерти Франко, в резиденции случился пожар. Семья утверждает, что восстанавливала здание за свой счет, после чего дочь диктатора Кармен, тяготеющая к предметам древности, обставила все по своему вкусу. Внутри появились средневековые колонны, скульптуры из собора Сантьяго и другие ценности, правообладание которыми сейчас тоже оспаривается через суд, который пока раз за разом встает на сторону Мадрида.
"Мы празднуем. Нам кажется, что это справедливо. Наследие, которое принадлежит испанскому народу, вернется испанскому народу. Кроме того, это говорит, что наше правительство очень серьезно относится к демократической памяти", – заявила Мария Хесус Монтеро, министр финансов и официальный представитель правительства Испании.
Франсиско Франко был у власти почти 40 лет, перед смертью восстановил в стране монархию, так что король Хуан Карлос в благодарность оставил за семьей генералиссимуса многочисленные привилегии.
Но находящиеся сейчас у власти левые активно борются со всем, что напоминает о диктаторе. В прошлом году, так же через суд они добились перезахоронения его останков из Долины павших на кладбище Эль Пардо, где покоится его супруга.
Какой бы ни была задумка – все, чего удалось пока добиться – повышение интереса к персоне каудильо.
Митинговали и те, кто за Франко, и те, кто против него. Также было и в Галисии, да и сейчас мнения относительно поместья разделились. А в Сети множатся язвительные карикатуры на этот счет.
"Это не дом Франко. Они продали этот дом ему, но это похоже было мошенничество. Это собственность государства!" – говорит женщина.
"Я недоволен происходящим. Мне это не нравится. Если это дом Франко, значит так и должно быть, ведь это подарок ему от нас, галисийцев" – считает мужчина.
Франко и после смерти для одних остается героем, для других – источником боли и страданий. И чем больше судебных процессов, тем ожесточеннее их спор, и тем сложнее становится примирить эти две половины испанского общества.