Несмотря на семейную цензуру, фильму "Цой" Алексея Учителя выдали прокатное удостоверение. В Минкульте посоветовали недовольным идти в суд.
"Никаких нарушений законодательства обнаружено не было. Мы обязаны были выдать прокатное удостоверение для этого релиза". Сегодняшний комментарий министра культуры России Ольги Любимовой – по ситуации с новым фильмом Алексея Учителя "Цой".
Который ещё не успел выйти на широкие экраны, а уже породил вокруг себя весьма специфический резонанс. Якобы "недостоверностью" картины – заведомо недовольны многие фанаты культовой рок-группы "Кино" и её покойного фронтмена. Но что ещё важнее – против премьеры активно выступают родственники легендарного музыканта.
В частности, его сын – Александр Цой – требует, ни много, ни мало, запретить фильм. Ради чего, похоже, готов обращаться во всевозможные официальные инстанции. Хотя, по этому поводу всё та же Ольга Любимова уже чётко ответила: мол, Минкульт здесь точно не помощник.
Поэтому, если уж у наследника Виктора Цоя появились конкретные претензии к режиссёру и продюсерам, то решаться они должны в судебном порядке. А может ли дело действительно дойти до суда сейчас?
"Создатели фильма не один год игнорируют прямые возражения насчет содержания фильма", – заявляет Александр Цой – сын лидера группы "Кино" о новой картине Алексея Учителя. Также составлено письмо на имя президента, где фильм называют "пошлым зрелищем" и родственники просят "безотлагательно организовать проверку" и "принять надлежащие меры".
"Я был против этого фильма с самых первых версий сценария, которые мне показали. Рассказанная в нем история — полностью вымышленная, кроме факта гибели моего отца в аварии в Латвии в 1990 году. Я это знаю точно, потому что я там был. Создатели пытаются использовать известную фамилию, чтобы заработать на сомнительных фантазиях", – считает Цой-младший.
Правда, создатели фильма видимо не скрывают, что фильм – больше вымысел. А скорее притча. Это история о водителе Икаруса, который участвовал в ДТП с Виктором Цоем. В фильме его зовут Павел Шелест, хотя в реальности это за рулем автобуса сидел Янис Фибикс. Да и другие имена из близкого окружения музыканта изменены. В одном из интервью Алексей Учитель рассказал, что его долгие годы волновала судьба водителя, который не слышал ни одной песни Цоя.
"В данном скандале, замечу, не нами инициированным, присутствует, некая недобросовестность с юридической и моральной стороны родственников Виктора Цоя. В определенном смысле, мы сейчас становимся свидетелями, такой знаете, странной попытки некой семейной или вкусовой цензуры. Причем абсурдом является то, что фильма цензоры, родственники еще не видели", – считает Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя.
Авторы письма президенту отмечают, что не давали согласие на использование имени и изображения музыканта в картине. Но тут возникает сразу несколько вопросов – как можно ограничить использование образов известных людей в кино? И есть ли допустимая граница интерпретаций и художественных приемов? А если есть, то как ее найти?
"По закону невозможно запретить использование какого-либо образа, который не защищен в правовом поле. Вы можете ко мне предъявить претензии о фальсификации, о ложной информации, или донесения заведомо ложной информации, о вас как о личности. Об этом могут и сказать наследники. Но такого правового механизма нет. Поэтому фильм, который снимается относительно исторических фактов, он может интерпретироваться автором так, как он считает нужным", – поясняет Вадим Ткаченко, юрист.
Скандал уже дошел до Кремля, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявлял, что ему пока неизвестно, дошло ли письмо до главы государства. И отметил, что с этим обращением не так-то все и просто. Ведь письмо было написано от лица родственников. В том числе и отца Виктора Цоя – Роберта. Но последний заявил, что ничего такого не писал. Так или иначе, главный вопрос другой – могут ли снять картину с проката?
"То, что картина в любом случае выйдет в прокат, и этот скандал ни в коем случае не помешает релизу – это факт. Прокатное удостоверение Министерство культуры не отзовет. Министерство культуры прокатное удостоверение картине выдало. И претензия одного из родственников на стадии готового фильма не является поводом, чтобы отозвать это прокатное удостоверение", – заявила Мария Безрук, кинокритик, член Союза кинематографистов России.
Так или иначе, спор, каким был Цой, где правда и где вымысел, и что хотели выдать за правду – по итогу, скорее всего, спровоцирует только одно – кассовые сборы. Ведь очередной киноскандал может привлечь многих неравнодушных в залы с вопросом – "а что же там такого сняли", и уже самостоятельно сделать вывод.