Минфин предложил удвоить дефицит бюджета и рассчитать как до ОПЕК+


GLP

Повышение зарплат и пенсий в следующем году в России гарантировано несмотря на огромные траты – 5 трилллионов рублей – по национальному плану восстановления экономики. Об этом ранее заявил глава правительства Михаил Мишустин. Министерство финансов предложило безопасный выход из сложной ситуации – рассчитать бюджет без учета сделки ОПЕК+, больше тратить нефтегазовых доходов, привлекать деньги через размещение гособлигаций.

Повышение зарплат и пенсий в следующем году в России гарантировано несмотря на огромные траты – 5 трилллионов рублей – по национальному плану восстановления экономики. Об этом ранее заявил глава правительства Михаил Мишустин. Министерство финансов предложило безопасный выход из сложной ситуации – смягчить "бюджетные правила", рассчитать бюджет без учета сделки ОПЕК+, больше тратить нефтегазовых доходов, привлекать деньги через размещение гособлигаций.

Предельный допустимый уровень дополнительных нефтегазовых расходов федерального бюджета предлагается увеличить почти в 3 раза.

Сейчас одно из бюджетных правил ограничивает траты нефтегазовых доходов предельным показателем, который рассчитывается по специальной формуле с учетом цен на нефть и курса рубля. С 2021 по 2023 года предел был 585 миллиардов рублей (предельный структурный первичный дефицит). Все, что было выше при росте цены нефти и в случае роста добычи – отправлялось в запасы Фонда национального благосостояния.

В целом размер расходов не должен превышать объем ненефтегазовых и нефтегазовых доходов и расходов на обслуживание госдолга.

Минфин России готов увеличить предел трат нефтегазовых доходов на 875 миллиардов рублей – с 585 миллиардов до 1,46 триллиона рублей, сообщила пресс-служба министерства.

"Реализация масштабной антикризисной программы, наряду с сокращением ненефтегазовых доходов, потребовали существенного расширения структурного (при базовой цене на нефть) первичного дефицита федерального бюджета в 2020 году".

Дефицит бюджета на 2021 год, как и сейчас, предлагается финансировать и за счет за счет увеличения внутреннего долга – размещение облигаций федерального займа (ОФЗ), которые охотно покупают и иностранные инвесторы.

"Это обеспечит постепенную нормализацию бюджетной политики по мере восстановления экономической активности", – уточнили в Минфине.

Удвоение структурного первичного дефицита предлагается только на переходный период 2021 года, с 2022 года и последующих лет показатель по-прежнему будет определяться по "бюджетными правилами" и составит 585 миллиардов рублей в 2022-2023 годах.

Бюджет в переходный период будет рассчитываться с учетом плановой добычи нефти макропрогноза 2020 года без учета новой сделки ОПЕК+. Дефицит бюджета в этом году вырос во многом благодаря тому, что в бюджете была цена 42,6 доллара, а в реальности она упала более чем в 2 раза и остается ниже прошлогодней. Доходы от нефти сократились и за счет новых обязательств России по соглашению ОПЕК+ о сокращении добычи. Но в следующем году Минфин ожидает восстановление доходов – постепенное восстановление добычи и цены нефти, как это и прогнозирует Минэнерго.

"Сокращение объемов добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ представляет собой временное отклонение объема добычи нефти от равновесного уровня, определяемого рыночными механизмами", – пояснили в министерстве.

Смягчение первого бюджетного правила и увеличение трат нефтегазовых доходов уменьшит траты валюты из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Сейчас ЦБ по поручению Минфина продает валюту на Московской бирже из ФНБ для восполнения недостающих налоговых поступлений компаний от продажи нефти и газа из-за рухнувших цен и снижения добычи по соглашению ОПЕК+.

Фонд пополняется при цене выше 42,5 доллара за баррель российской нефти – цена отсечения, по которой рассчитан бюджет-2020, а если цена ниже, то валюта продается для восполнения недостающих нефтегазовых доходов в бюджете. Это второе из бюджетных правил, а цена отсечения по этой схеме увеличивается ежегодно на 2% от начальной 40 долларов, взятой за базовую.

Fitch в июне предсказало временный отход от бюджетного правила в России и увеличение размера предельных расходов бюджета.