Уникальные фрески, спасённые со стен затопленного Троицкого собора Калязинского монастыря, впервые представили широкой публике.
Строгие и величественные лики святых вновь смотрят со стен. "Изгнание из рая", "Строительство Вавилонской башни", "Спас на престоле". Плавные переходы цвета, пастельная гамма – всё по канонам мастеров "первой кисти". Библейские сюжеты ещё в начале 17 века запечатлели лучшие царские иконописцы. Прямо под куполами Троицкого собора.
"Эти фрески писали мастера первой руки. Случилось так, что пандемия в 17 веке, какая сейчас настигла Россию, настигла также в 17 веке Русь. И царь, Алексей Михайлович, как раз уехал в Тверскую область. И туда попадают мастера Успенского собора", – рассказала Зоя Золотницкая, куратор выставки "Калязин. Фрески затопленного монастыря".
Небольшие потёртости и трещины – цена спасения уникальных произведений искусства. В сороковые годы 20 века часть Калязина вместе с руинами монастыря оказалась на глубине Угличского водохранилища. Перед самым разрушением Троицкого собора сотрудники музея архитектуры совершили настоящий подвиг. В минус 32 и в сжатые сроки спасли 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 квадратных метров.
Представить все фрески после того, как они были спасены в 40-м году, старались ещё тогда. Но тогда случилась война, поэтому они не были выставлены. 80 лет сотни лучших мастеров буквально по крупицам восстанавливали фрески Троицкового Макарьевого монастыря. Накануне их представили широкой публике.
"Мы этой композицией открываем программу, суть которой в том, что всё, что мы сейчас сможем вынести и показать людям в режиме такого экспонирования, мы будем показывать", – отметила Елизавета Лихачёва, директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Увидеть фрагменты фресковой живописи Калязина, а также узнать об истории затопленной части города, можно в Москве. Постоянная экспозиция открыта в Государственном музее архитектуры имени Щусева.