Украинская методичка уже в Белоруссии. В общий доступ выкладывают данные как силовиков, так и гражданских. И призывают к расправе. Где засели координаторы?
Просьба "присылать информацию". И характерные одинаковые названия – "Каратели Беларуси", хотя в прямых ссылках на латинице и вовсе зашифровано слово "террористы". Сразу два новых телеграм-канала, авторы которых решили объявить войну якобы нарушителям прав человека в Белоруссии.
Ну и вот, собственно, наглядная иллюстрация – чтобы было понятно, кого эти анонимные энтузиасты безапелляционно обвиняют в карательных операциях и террористической угрозе. Здесь, например, минские судьи – они, мол, выносили не иначе, как преступные приговоры участникам несанкционированных уличных акций.
Или даже школьная учительница: как утверждается, помогала, опять же якобы, фальсифицировать результаты президентских выборов на одном из участков. В оригинальных публикациях лица, разумеется, не скрыты. А также указаны фамилии, адреса и прочие личные данные.
Двух оценок тут, пожалуй, быть не может. По сути, настоящие люстрационные списки с обещаниями расправ и, более того, подстрекательством к ним. Куда попадают, в том числе, люди гражданских профессий. А уж, что там пишут про сотрудников милиции – читать попросту страшно.
"Все силовики, которые не с народом, сегодня официально против нас. Получать будут все", – в призыве провокационного телеграм-канала "Каратели Беларуси" слышно и эхо киевского майдана, и московского лета 2019 года.
Помните блогера Синицу, который призывал детей полицейских убивать? Он еще за это пять лет колонии получил. Вот и в Минске похожая история – началась поголовная деанонимизация сотрудников правоохранительных органов, которые противостоят беспорядкам.
"Самые негативные практики украинского протеста – это, фактически, создание сайта "Миротворец", который был на Украине. Сейчас аналогичный сайт создается в Белоруссии. Идет травля, самая настоящая травля работников правоохранительных органов и их семей", – считает Владимир Шаповалов, заместитель директора Института истории и политики МПГУ.
Мнимые "рыцари" минской телеграм-революции призывают "чистить квартиры" милиционеров и вообще всех неугодных – от учителей до судей. Угрожают их родным и близким. Умело науськанные бандиты, ничего больше.
"Те, кто называет свой телеграм-канал "Каратели Белоруссии" – их нужно немедленно найти и посадить в тюрьму. Надолго. Все кто угрожает милиции и КГБ – это есть террористы", – уверен блогер Максим Равреба.
Еще они "бизнес блэк-лист" составили – список фирм и компаний, которые поддерживают власть: банки, заправки, сфера IT, транспорт. Чтобы, мол, заказывая такси, люди не отдавали деньги тем, кому оппозиция не велит.
"Деанонимизация действительно сейчас выступает одним из инструментов информационного и психологического давления – и это тоже инструмент, который сейчас активно использует оппозиция", – отмечает Богдан Безпалько, политолог, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ.
Протест в Белоруссии хаотичен только на неискушенный взгляд. Украинский уличный беспредел, несанкционированные акции в Москве – параллели отследить несложно. Как и ниточки кукловодов – Варшава, Вильнюс. А чьей воли они проводники, рассказывать не надо.
"Это режиссируется из Польши, но не только из Польши. Есть люди, которых обидела эта власть, возможно, которые удалились и продались за очень большие деньги. А может и не очень большие деньги – для того, чтобы попытаться нарушить здесь мир и баланс", – полагает Максим Равреба.
У белорусского протеста, можно сказать, нет узнаваемого лица. А место лидера пусто не бывает.
"Там действительно идет процесс формирования различного рода движений. Я сейчас наблюдаю за семью. Ну, это естественно – если лидеров нет – есть уже полевые командиры, которых вылавливать пытаются. Еще неделя-две-три, и уже мы увидим более организованные выступления", – поясняет Андрей Суздальцев, заместитель декана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики (ВШЭ).
Этих молодчиков задержали прямо во время тренировки. "Партизаны Могилева" – как они сами себя называют – учились стрелять, брать штурмом здания. Не помогло. Над головами – узнаваемый флаг, возраст – от 16 до 22. При этом форма у них почему-то с украинской символикой.
"Есть вероятность, в силу обмундирования и наличия определенной символики, что эта акция осуществляется кураторами из Украины", – заявил Владимир Шаповалов, заместитель директора Института истории и политики МПГУ.
Белорусский ОМОН изъял у пресловутых "партизан" кроме страйкбольного оружия ножи, рации и фрагменты самодельных зажигательных устройств. В отношении четырех самых активных участников группы возбуждено уголовное дело.
Но пока все-таки телеграм-каналы продолжают играть первую скрипку в белорусских послевыборных митингах. Под бело-красно-белыми полотнищами которых явно проступает жуткая и недвусмысленная режиссура.