В годовщину своего избрания губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов дал интервью телеканалу "Россия 24", рассказав, как развивался город за последний год, в том числе, в условиях пандемии, и что в планах у руководства северной столицы. Беседа проходила на борту электрического катамарана, который, кстати, имеет прямое отношение к развитию промышленности города.
- Александр Дмитриевич, вы находитесь на посту губернатора уже год, но, на самом деле, работаете гораздо дольше – вы еще и временно исполняющим обязанности работали довольно серьезный срок. И я посмотрел данные: 2019 год – экономика Санкт-Петербурга развивалась очень уверенно: инвестиции, развитие социальной сферы, транспорта. И вдруг – коронавирус! Никто не ожидал, весь мир не ожидал, Санкт-Петербург не ожидал. Что для вас этот опыт за последний год, который был получен – умение работать в каких-то колоссально трудных условиях?
- Я работал на разных должностях, естественно, какие-то компетенции есть, и знание города – тоже. Самое важное было – поддержка жителей города в этот сложный момент, потому что без поддержки жителей, наверное, было бы трудно справиться с этой проблемой. Но очень важная поддержка – это, конечно, поддержка президента Российской Федерации, потому что первое время, когда все случилось, не только город, не только страна, весь мир не знал: а что делать вообще? С чем мы столкнулись? Нужно было изучить эту проблему и подготовиться к ней. И вот если себе представить, что в городе у нас было всего 850 инфекционных коек: 500 – взрослых и где-то 350 в общей сложности – детских, и где-то тысяча врачей-инфекционистов, – в обычном режиме этого было достаточно, чтобы поддерживать соответствующую ситуацию в нашем городе. Но вот, представьте себе, за короткий срок мы подготовили порядка 12 тысяч коек. И подготовили 28 тысяч врачей. Если сравнивать, то нам пришлось из торгового флота сделать боевой.
- Были решены все вопросы с выплатами медработникам?
- Абсолютно! Это был строгий контроль, президент строго следил за этим и строго спрашивал со всех глав районов. Буквально за несколько дней пошли финансовые потоки. Это первое. Второе: конечно, я благодарен бизнесу нашему петербургскому, который предлагал сразу помощь, ответственный бизнес! И говорил: "Александр Дмитриевич, мы готовы дать столько-то денег". Я говорю: "Деньги – не надо. Нужно оборудование, нужны СИЗ". И они сами находили, покупали где-то в других странах, привозили, растамаживали, все делали, и уже напрямую поставляли в стационары.
- Насколько я знаю, даже некоторые предприятия наладили выпуск СИЗов, перестроили немного производство, и то, чего не хватало, стали производить у себя?
- Буквально через три недели заработала наша промышленность, и мы перестали испытывать дефицит в масках, в перчатках, в средствах индивидуальной защиты, в оборудовании соответствующем, и в лекарственных препаратах.
- Какие ваши прогнозы, сколько еще придется жить в условиях пандемии?
- Здесь нужно понимать простую вещь: все зависит от той ситуации, которая будет складываться. Если мы будем соблюдать соответствующие правила, которые предписаны Роспотребнадзором, тогда можно и музеи открывать, и кинотеатры, и многое-многое другое. Но правила нужно соблюдать! COVID никуда не делся, он "не застрелился", ни не самоликвидировался.
- Очень жаль!
- Мы тоже об этом жалеем, но наши ученые придумали вакцину, и я надеюсь, что мы все-таки в самое ближайшее время справимся с этой напастью.
- Я из этого делаю вывод, что второй волны не ожидаем?
- Я бы сказал так: мы должны быть готовы ко второй волне, и мы к ней готовимся.
- Как полученный опыт поможет развивать дальше систему здравоохранения города?
- На сегодняшний день мы сделали выводы: мы уже строим три новых стационара при трех больницах, и мы их делаем уже трансформерами. Они профильные, специализированные. Но в случае необходимости, мы их можем переоборудовать – не только под COVID, но и под другие вещи – вот это очень важный момент.
- Раз зашла речь о социальной инфраструктуре – вот пример: многопрофильный лечебно-диагностический корпус госпиталя ветеранов войн. Еще в середине июля на этом месте, по сути, ничего не было, а сейчас – несколько этажей. Ускорить строительство помогла инновационная фасадная система, разработанная в Санкт-Петербурге.
Нам показали образец палаты, который, в случае необходимости, транформируется. Дополнительные места, нужное оборудование для пациентов с различными заболеваниями, в том числе, с коронавирусом. В начале декабря этот объект должен быть готов.
Евгений Папков, заместитель гендиректора подрядной строительной компании: "Мы уходим от кирпича, от газобетона, от грязных процессов. Это позволяет строить по пять, по шесть этажей за месяц. – Это даже не в два раза быстрее, а еще больше? – Раз в пять-шесть быстрее".
В целом, в 2020 году введут 9 объектов здравоохранения, плюс четыре – передают инвесторы. Таким образом, резерв на всякий "коронавирусный случай" составит 2,5 тысячи коек. А еще в планах – больше привить от гриппа: до 60% петербуржцев. И ускорить цифровизацию: до конца года внедрить 45 медицинских онлайн сервисов. К проекту "Электронное здравоохранение" подключат почти 3 тысячи 900 клиник.
Какая помощь была оказана бизнесу в сфере туризма, культуры, который тоже очень сильно пострадал?
- Больше всего, конечно, пострадал туризм, потому что мы очень хорошо 2019 год прошли, в нашем городе побывало почти 10,5 миллионов туристов! Никогда такого количества не было. Половина из них – это были иностранцы.
Во-первых, как всегда, помог президент. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области были введены электронные визы – это 53 страны. 8 дней можно находиться по электронной визе, и ты не платишь за нее. И мы думали, что действительно, мы через два года достигнем рубежа 15 миллионов, 16 миллионов, а это – очень доходная часть для городского бюджета. И, к сожалению, когда были закрыты границы, туризма не было.
Но сегодня мы развиваем внутренний туризм. Есть поручение президента Российской Федерации, и я хочу сказать, что это абсолютно правильно.
- У Санкт-Петербурга нет дефицита туристического внимания. Есть проекты, которые помогут восстановить и развить пострадавшую от COVID-19 отрасль – например, Почтовый квартал или такой – "33 знака". Много других.
Андрей Пунин, художник, архитектор: "Теперь мы рассказываем об истории кириллицы, показываем красоту кириллицы и проводим эксперимент: как современное искусство может существовать в историческом контексте Санкт-Петербурга. Многие знаки уже утеряны, и тем интереснее, когда современные художники берут ушедшие из нашего языка, из нашей письменной культуры знаки, и интерпретируют их в своем ключе".
Что касается Почтового квартала – это серьезный инвестиционный проект. Есть соглашение с "Почтой России" создать на территории в 25 гектаров пешеходную зону, музейное пространство, конгресс-холл, концертный зал, рестораны и кафе.
Также есть проект со "Сбербанком" – сделать на Васильевском острове инновационный квартал для работы и отдыха.
Павел Пригара, директор ЦВЗ "Манеж": "И сами горожане, и туристы могут прокладывать свой маршрут, открывая для себя как широко известные места, так и новые локации. Это расширяет и восприятие города, в том числе, как большого, сложного, но цельного организма".
А этот объект с 2019 года постепенно открывают для туристов. Да и не только для них! Он очень важен для понимания значимых моментов истории – из этого бункера шло управление блокадным Ленинградом.
А ведь даже многие работники Смольного и не знали, что скрывают соседние подземелья. Теперь сюда можно прийти на экскурсию. Собственно, чтобы и туристам, и жителям было куда сходить, и создают общественное пространство. За последние полтора года удалось благоустроить парки, сады и дворы общей площадью в 514 футбольных полей. В планах – восстановить 55 фонтанов. Новые парки тоже будут!
- Вот на этом месте должен быть построен Судебный квартал – это набережная Европы. И здесь должны быть размещены жилые дома для судейского сообщества. И жители обратились к президенту: "Владимир Владимирович, посмотрите, жилье здесь как-то не вписывается, историческая застройка!". А когда-то на этом месте находился парк. И когда Владимир Владимирович посмотрел на это все, он сказал: "Жилье точно не надо. Но и здание суда тоже не надо. Найдешь место?". Я говорю: "Конечно, найду". И было принято решение. А потом, когда ему начали докладывать, что это очень дорогое удовольствие, он говорит: "История не стоит денег. А Петербург достоин, чтобы там был парк". И вот тогда было принято такое решение. Представьте, какая будет здесь красота! Здесь будет исторический парк. И такое решение было для нашего города знаковым, историческим – возвращение истории нашего города. Жители были, конечно, благодарны.
- По поводу общественных пространств: я знаю, что есть даже распоряжение заниматься децентрализированно, чтобы в каждом районе все-таки были достойные места, куда люди могут прийти отдохнуть, провести время с пользой.
- Для нас это был очень важный проект. И если взять 2019 год, то мы провели порядка 50 общественных пространств, построили новые. Вот у нас Парк героев-пожарных – это 50 гектаров земли, с водоемами. Сделали островки для уток, которые там начали гнездиться, для чаек – зоны и для людей, и для птиц.
- Ваше внимание к деталям поражает!
- Просто я хорошо знаю город. Город меня воспитал, сделал тем, кем я на сегодняшний день есть. Не знать город – это проблема. Тогда можно наделать большое количество ошибок. А вот объезды – я практически два раза в неделю делаю объезд – это среда и суббота, объезд районов, каких-то объектов, которые необходимо в первую очередь вводить, и, конечно, встречи с жителями – они помогают. Ну, и, знаете, полтора года назад мне мало кто советовал, а многие отговаривали завести свою страничку "ВКонтакте". Сказали: "Александр Дмитриевич, ты не представляешь, что это такое будет! Это будет "книга жалоб" и больше ничего хорошего!". Я говорю: "Так мне как раз и нужна эта книга жалоб! Откуда я буду знать...".
- Вы читаете?
- Конечно, читаю. Но мне помогают и помощники, потому что на сегодняшний день там почти 14 тысяч сообщений, все не посмотришь, но основные, конечно, просматриваю каждое утро. И по тем, которые требуют вмешательства, я принимаю решение. А когда ко мне приходят мои сослуживцы, то они знают: я повесил большой экран и сделал светофор. За каждым закреплены те поручения, которые дают жители. И вот красный, желтый и зеленый: "выполнено", "находится в стадии выполнения" или "не выполнено". И перед тем, как начинается разговор, я говорю: "Давай посмотрим, что у тебя здесь". Знаете, стал экономить время – меньше стали заходить!
- Я знаю, когда вы совершаете объезды, вы как раз встречаетесь с жителями, и обязательно посещаете какой-нибудь социальный объект: школу, детский сад, уделяете этому большое внимание. Санкт-Петербург, в принципе, чемпион по строительству жилья, насколько я знаю. Но при этом нужно обязательно строить и эту социальную инфраструктуру!
- В прошлом году мы по вводу жилья обогнали Москву. Но проблема в другом: у нас существует большой дисбаланс между жилой застройкой и социальной застройкой. И мы, конечно, для себя поставили задачу ликвидировать этот дисбаланс. Мы к концу 2024 года должны построить 309 социальных объектов. Это много! Это более 300 миллиардов рублей. А если еще прибавить сюда инженерную структуру – это еще 320 миллиардов рублей. Можно где-то заработать, найти обязательно около 650 миллиардов рублей – это дополнительно.
Мы в прошлом году отстроили рекордное количество – 44 детских садика, 12 школ. И отремонтировали в общей сложности 22 школы. Тогда были выделены из резервного фонда правительства 10,5 миллиардов рублей, и мы смогли выкупить у строителей детские сады и школы. И мы, независимо от эпидемии, все социальные объекты 2020, все социальные объекты 2021, 2022 и 2023 годов полностью завершим. Где-то придется урезать по другим программам, но то, что касается социальной инфраструктуры, обязательно будет. Вот в этом году мы уже введем 60 объектов социальной инфраструктуры!
- Небольшая иллюстрация к теме образования: эту школу на Нерченской улице сдали совсем недавно, а строили – с 2017 года. Не без проблем: сменилось несколько подрядчиков – пришлось вмешаться городским властям. В итоге, в основную систему образования интегрируют дополнительное – получается такая школа современных технологий.
Наталья Соколова, директор школы № 693: "Особо уделяем внимание робототехнике, 3D-моделированию, различным видам конструирования".
Школа, кстати, большая – на 825 учеников, чтобы не было дефицита мест. Такие социальные объекты, где могут учиться, в том числе, дети с тяжелыми нарушениями речи, необходимы.
Новые районы растут, переселяют очередников. То же самое касается и детских садов. В прошлом году для ребят до трех лет удалось сократить очередь в два раза.
Одна серьезная проблема – это обманутые дольщики, она тоже решается?
- Все обманутые дольщики, которые попали в список до 1 января 2019 года, полностью будут удовлетворены в 2020 году. И мы это обязательно сделаем. Но в ходе появились и другие обманутые дольщики, которые попали в список недостроенных домов. Вот с ними мы разберемся в 2021 году полностью.
- Хочу вернуться к началу интервью: мы как раз начинали с того, что были серьезные экономические показатели. И я хочу вас спросить: благодаря чему удалось их достичь?
- Прежде всего, это создание условий для привлечения инвестиций. Я хочу сказать, не только иностранных инвестиций, но и наших внутренних российских инвестиций. Мы построили свою программу именно на развитие интеллектуального города, создание высокооплачиваемых рабочих мест и создание высокотехнологичных рабочих мест. Смотрите, за 2019 год у нас IT-кластер на 25% вырос, фарма – на 25%. То есть, создавались совершенно новые предприятия, они были наукоемкие, высокооплачиваемые и не занимали такого огромного места, как большие предприятия. Вот это дало толчок развитию абсолютно новых кластеров. Второй момент – конечно, наша промышленность. Безусловно, кто бы что ни говорил, но оборонзаказ – это и есть оборонзаказ!
- Сейчас подробнее о предприятиях, которые играют большую роль в экономике города. Судостроение. Например, "Северная верфь" строит военные корабли и гражданские суда, в частности, такие нужные российским рыбакам. За нашей спиной – ярусолов. В чем особенность этого судна?
Константин Скупяк, директор по гражданскому судостроениею "Северной верфи": Забрасывается, как ярус. На нем – три тысячи крючков с наживкой. Рыба клюет на эту наживку – и внутрь судна она попадает уже через дно. Там специальный тоннель. Дальше автоматически обрабатывается, и по конвейеру попадает на рыбообработку".
Заказы – на годы вперед. В частности, Средне-Невский заложил первый арктический пассажирский теплоход. "Адмиралтейские верфи" строят рыболовные траулеры, а Балтийский завод – атомные ледоколы.
А еще промышленность Петербурга – это газовые турбины, электроника, фармацевтика и, конечно, автомобили. Например, Hyundai в новый завод по производству двигателей инвестирует 13 миллиардов рублей. Pello за 2,4 миллиарда создает стапельное производство. По программе государственного частного партнерства возводят СКА-арену, где 15 миллиардов рублей – частные инвестиции.
Мы сейчас с вами идем на инновационном транспорте – это электрическое судно. Но, получается, экологически чистое. Насколько в городе уделяется внимание именно вопросам экологии?
- Оно не только экологически чистое, оно еще и, если обратили внимание, бесшумное. Для того чтобы такие суда ходили, нужно создавать для них еще и инфраструктуру. Это, прежде всего, береговые зарядные станции, над чем мы сейчас и работаем. Но здесь есть очень интересный момент: когда мы можем сложить свои усилия как разработчиков, судостроителей, так и "Газпрома", у которого есть попутный газ, который можно будет потом преобразовать в зарядные устройства для таких судов. Мы сейчас как раз над этой темой работаем. Это тоже часть нашей экологической программы.
Если говорить об экологии в городе, мы очистили порядка 300 различных рек, каналов от мусора. Очень много мусора! Чтобы разрабатывать экологические проекты, нужно было создать Экологический совет города, который возглавил губернатор города. Это очень важно!
Один из таких серьезных для нашего города проектов – полигон Красный бор. На сегодняшний день уже разрабатывается проект локализации этого полигона.
Следующий вопрос – это выпуски. Если говорить о выпусках, то мы переложили порядка 80 выпусков, которые непосредственно от разных предприятий плыли в Неву и в реки Санкт-Петербурга. И в следующем году мы практически закончим эту программу.
Мы выходим в Финский залив. Если посмотреть город, то он очень интересно сохранился. У нас есть Петровский город, Екатерининский город. У нас есть советский город – промышленные предприятия, верфи. А вот сейчас мы с вами видим современный Санкт-Петербург – XXI века! Смотрите, какой вантовый мост! Здания, постройки, башня "Газпрома", стадион знаменитый – это совершенно фантастическая картинка. То есть, передвигаясь по Неве, ты видишь несколько исторических городов. И вот это удалось городу сделать. Не просто, не сложно – но это город сумел сохранить. Мы действительно, передвигаясь по Неве, видим историю от начала закладки города и до современного города. И они между собой, если вы обратили внимание, гармонизируют. У нас нет винегрета какого-то!
- Санкт-Петербург, конечно, богат своими водными артериями. Нам сегодня повезло – и погода радует, и мы с вами находимся на борту этого суперсовременного судна. Но не могу не спросить про развитие транспортной инфраструктуры.
- Для нас развитие транспорта – очень важная тема. Мы создали проект, который включает в себя развитие всех транспортных систем. Мы сейчас стараемся (и обязательно это сделаем!) вписать электрички в общую систему городского транспорта. Но для этого нужно сделать реконструкцию.
Если вы обратили внимание, в городе очень много железнодорожных переездов – это грузовой железнодорожный транспорт. Мы в прошлом году подписали с РЖД соглашение о модернизации Центрального железнодорожного узла. Это две хорды – северного и южного направлений. Это нам даст возможность убрать грузовой транспорт из города.
- Как раз по поводу дорожной сети хотел спросить: означает ли это, вот, вы сказали по поводу транспортной реформы, а по поводу строительства дорог – это тоже означает, что сроки сдвигаются?
- Не все! Мы сейчас совместно с ВТБ делаем огромный проект – это широтная магистраль, Восточный скоростной диаметр. И этот проект мы будем продвигать дальше. Мы сейчас обратились в правительство за соответствующей поддержкой, есть уже решение, что нас обязательно поддержат. Это развязки. Если не будет развязок, город может просто через три-четыре года встать. Поэтому развязки для нас очень важны, и строительство новых магистралей, пробивка новых проспектов, пробивка новых улиц, особенно то, что касается новостроек, – это очень важно для нас.
- Если говорить в целом, ключевые проекты – все равно сохраняются, и вы от намеченных планов, даже несмотря на серьезное экономическое влияние коронавируса, не отходите? Это и строительство жилья, и дороги, и так далее.
- Прежде всего, это социальная инфраструктура, и, прежде всего, это социальная поддержка наших горожан. Потом, конечно, то, что касается инвестиционных проектов. Потому что, если мы их остановим, тогда просто инвестиции не придут. Безусловно, это те национальные проекты, которые исполняются по поручению президента. Там ведь как устроено: если ты выполняешь соответствующие требования, ты получаешь софинансирование из федерального центра, а если ты не вложил туда деньги, тебе федеральный центр не даст денег просто-напросто. И нужно тоже это посчитать. Зачем отказываться от федеральных средств? Нужно, чтобы национальные проекты были выполнены. Такой комплекс задач – как хорошая хозяйка, которая и на 100 рублей может сделать хороший бутерброд, а другая и на 1 тысячу ничего не сделает. Очень важно здесь не потерять будущее. Да, трудно, да, тяжело – но лучше идти на заимствования, но сохранить будущее развитие города.