Дональд Трамп поразил мир еще одним простодушным высказыванием. Мол, хотел убить президента Сирии Асада, но ему помешал сильно переоцененный генерал Мэттис, тогдашний министр обороны США. Вот как это было в интервью телеканалу Fox News про Асада: "Я бы предпочел его убрать. У меня все было готово. Мэттис не хотел этого делать. Он был очень переоцененным генералом, и я уволил его".
Как говорится, простота хуже воровства. Конечно, можно ругать здесь Трампа за хладнокровие и цинизм, с которым он относится к жизни человека и даже президента иностранной державы. Это так. Но прелесть Трампа состоит в том, что он простодушно вываливает ровно то, что другие просто стесняются произнести. А Трамп не стесняется. Он просто говорит то, что для лидеров США всегда было обычной практикой убийство лидеров иностранных государств.
И вот это присвоенное себе право на убийство, когда о нем столь прозаично говорит президент США Трамп, оно и леденит душу. По какому праву? Да ни по какому. Просто потому, что "предпочел бы убрать". Тем более что еще и "все было готово".
Да, собственно, президенты США всегда так и убивали или, по крайней мере, старались убивать. Классика жанра здесь – 638 покушений на кубинского лидера Фиделя Кастро. Отравленные сигары, взрывчатка в бейсбольном мяче, снайперы и начиненные динамитом ботинки – все попробовали. Не смогли. Кастро ушел в преклонном возрасте и умер ненасильственной смертью. В постели.
Зато президента другой латиноамериканской страны – Чили – социалиста Сальвадора Альенде удалось-таки убить при захвате президентского дворца в ходе путча, организованного при поддержке США. Это был 1973 год.
Ранее покушение было совершено на премьер-министра Конго Патриса Лумумбу. Директор ЦРУ Аллен Даллас отправил к нему человека, вооруженного опасным вирусом, чтобы Лумумбу заразить. Операция в последний момент сорвалась, но Лумумбу в результате все равно убили.
Если в разбивку, то американцы причастны к покушениям на президента Индонезии Сукарно, президента Доминиканы Трухильо, президента Южного Вьетнама Нго Дин Дьема, президента Эквадора Хайме Рольдаса Агиллеру, принца Камбоджи Сианука.
Американцы же участвовали в заговоре по устранению президента Франции Де Голля. Если поближе к нашему времени, то повешение Саддама Хусейна и растерзанный толпой Каддафи – тоже результат действий США.
Наконец, дважды пережил покушения президент Венесуэлы Мадуро. В 2018 году в ходе военного парада его атаковали беспилотники со взрывчаткой. А весной на венесуэльском побережье высадился десант киллеров. В обоих случаях Мадуро обвиняет США.
Вроде как-то далеко все это. И, может, не точно? Но ведь вот прямо сейчас Трамп говорит, что намеревался и президента Асада убрать. Знаете что? Это культура. Это американская культура обращения с конкурентами. И она поддерживается в простодушных высказываниях действующего президента. И поддерживается в кино. Уж коли у нас "Культурная страничка", то дадим и фрагмент относительно недавнего фильма "Основатель".
Картина про основателя крупнейшей в мире ресторанной сети "Макдональдс", где, как нам говорят, ежедневно питается 1% населения Земли. А в кино "Макдональдс" дан как символ самой Америки, воплощающий ее суть: технологии, скорость и ценности, которые привели к столь ошеломляющему успеху. И вот они – с откровенностью Трампа: "Бизнес – это война. Собака пожирает собаку. Крыса пожирает крысу. Если мой конкурент будет тонуть, то я подойду и лично вставлю ему кляп в рот".
Вот и вся наука. Поэтому Америка не то, что мы называем социальным государством. И поэтому она сейчас начинает пожирать сама себя. Люди начинают стрелять друг в друга промо на улице средь бела дня.