Масштабный проект РЖД подразумевает расширение Транссиба и БАМа для увеличения из пропускной способности. Большая часть магистралей проходит по экологически чувствительным территориям Иркутской области и Бурятии. Поэтому, в ходе поездки – особое внимание экологическим объектам и инициативам.
Место действия – Северобайкальск. Сценарий – опасное загрязнение в акватории Байкала. На воде работают спасатели. Из РЖД. Там, где проходит БАМ – российские железнодорожники берут на себя ответственность, в том числе сфере экологии.
"Компания "Российские железные дороги" – экологически ориентированная компания. Мы и впредь готовы показывать каждый объект, не только Байкало-Амурской, но и всей Транссибирской магистрали", – заверил Вячеслав Здор, начальник центра охраны окружающей среды Восточно-Сибирской железной дороги.
Такой подход стал нормой при строительстве всех объектов Восточного полигона. В том числе самых технически сложных и труднодоступных – мостах и тоннелях.
Вообще, очистные сооружения есть на всех ключевых участках БАМа и Транссиба, на которых разъезжаются и обсуживаются железнодорожные составы. Туда же стекается на очистку, например, дождевая вода.
"Под земляным полотном данного пути уложена геомембрана, которая исключает попадание загрязняющих веществ в почву, в подземные воды, в водные объекты. Далее по геомембране она собирается лотками и отводится на очистные сооружения", – пояснила Екатерина Садетдинова, главный специалист "Иркутскжелдорпроект".
Срок службы – как у всей расширенной части БАМа – 50 лет. К слову, проложить вторые пути удалось, практически нигде не повредив вековой сибирский лес, в чем лично убедились журналисты и экологи.
"Мы приходим сюда в РЖД, нам предоставляются всевозможная информация. Более того, когда мы говорим об организации общественного контроля, нам говорят – давайте назначайте время, куда, чего, что вас интересует конкретно, мы организуем эти выезды", – отметила Вера Шлёнова, председатель Иркутского отделения Всероссийского общества охраны природы.
Но если же лес срубили – его восстанавливают. Всегда с запасом. Заместо одного вырубленного дерева сажают два. Так, накануне в Иркутской области появилось 20 гектаров молодых сосен, на месте где в 2019 году лес был уничтожен пожаром.
"Были пожары, где-то пройдены пожары, где-то старые выруба. Мы все подготавливаем, а компании уже смотрят. Кто-то 20 гектаров берет, кто-то по 500. Зависит от того, кто сколько вырубил", – поясняет Тимур Макаров, начальник территориального управления Иркутского лесничества.
Саженцы вырастут через 8 лет. Все это время за почти 4 тысячами деревьев будут следить и ухаживать. Как и за всей экологической обстановкой на территории Восточного полигона. На полную мощность расширенный Транссиб и БАМ планируют вывести уже к концу 21 года, соблюдая подход – железная дорога, принося пользу российской экономике, не должна наносить вред экологии.