Самый север Белоруссии. Витебская область. Здесь есть уникальное по географическому положению место – белорусский полуостров, с трех сторон окруженный территорией России. Попасть в деревню Денисенки, которая там находится, не пересекая границу, со стороны Белоруссии можно только по воде. Вся территория за озером – пограничная полоса, куда гостям оформляют спецпропуск. Местным он не нужен. Деревни тут небольшие, в Денисенках и вовсе осталась одна семейная пара.
Еще при Союзе, когда границ не было вовсе, Нина Лашкова жила в Себеже Псковской области – отсюда километров 30. Там познакомилась с мужем, вместе переехали в Денисенки. Работали в лесу, он тут особенный: с белорусской стороны – туристический комплекс "Красный бор", с российской – Себежский национальный парк.
Себеж в полтора раза ближе райцентра. Ближайший магазин тоже в России. Но сейчас граница закрыта. Автолавка приезжает в соседнюю белорусскую деревню Волесы. До нее от Денисенок – 4 километра по лесу: по белорусскому, затем по российскому.
С белорусской стороны пограничников нет и сейчас, с российской усиление есть на погранпереходах. Здесь линия разграничения условная – речка Свольна. Оставив "копейку" с псковскими номерами, по трансграничному мосту, который построил сам, Владимир Петров идет в Белорусию. "Мы как братья, живем все мирно", – говорит мужчина.
Деревня в этом году почти безлюдна – дачников из России нет. Приезжают те, у кого тут остались дома родителей, белорусы, 30 лет живущие в Смоленске. Время коротают за разговорами: за ситуацией в Минске следят, но своим сложившимся укладом дорожат и на завалинке судят по-простому.
Здесь многие живут своим хозяйством, а торговать всю жизнь ездили на рынок в Себеж. Там за соседними прилавками Мария Петренко познакомилась с мужем и переехала за ним в Белоруссию. В этом году урожай знатный: помидоры да перцы по полкило.
Родные у Петренко – по всему бывшему Союзу: от Узбекистана и Казахстана до России и Украины. Так что по-семейному переживают все политические кризисы.
"Стараемся не говорить просто на эту тему, по политике есть у нас разногласия, не согласны мы с Киевом", – признается Иван Петренко.
Глава семьи Петр Иванович долгое время работал в Гомельской области, на другом приграничном участке, как раз с Украиной. Брат – в Павлодарах, сестра – в Киеве, ситуацию знает изнутри, поэтому переживает, не повторятся ли украинские события здесь на родине.
"Хотелось бы пожелать украинцам благоразумия, чтобы пришли к той жизни, что когда-то была. Так и нам, чтобы было спокойно и с Россией, и с Украиной, и с Белоруссией, чтобы мы дружили, как и раньше было", – говорит Петренко.
В ведении – 15 тысяч гектаров местного лесничества. Обходят территорию, гоняют диких оленей, которые пасутся прямо на полях. Здесь даже мобильный телефон путается в белорусских и российских сетях. А человеческие связи налажены так, что не разъединить. Здесь все свои, и их любовь к этим местам безгранична.