Столичная скорая помощь готова к любому развитию ситуации с коронавирусом. Врачи учли опыт, полученный в первые месяцы пандемии. Кроме того, персонал и диспетчеры прошли дополнительное обучение, а в распределении медицинских бригад участвует искусственный интеллект. Об этом и не только главный врач службы Николай Плавунов рассказал в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 1".
— Николай Филиппович, здравствуйте! Пока ехали к вам (и за последнюю, примерно, неделю), складывается такое впечатление, что машин скорой помощи на улицах стало больше, растет заболеваемость коронавирусом. Как это на вашей службе отражается?
— Есть небольшое увеличение вызовов, но это не критично абсолютно. Мы же не одни работаем с коронавирусной инфекцией — работают поликлиники, работают с ними больницы. Мы работаем нашим обычным количеством диспетчеров городского диспетчерского центра. Это 65 рабочих мест, больше мы не разворачиваем, и 20 врачей-консультантов.
— Вы сейчас готовы к любому эпидемиологическому развитию по COVID-19 в Москве?
— Да, абсолютно правильно. Опыт накоплен огромный. Мы сейчас, в общем-то, провели дополнительное обучение медицинского персонала, диспетчерского персонала для того, чтобы при необходимости увеличить количество тех, кто принимают вызовы.
— Как сейчас построена сортировка?
— По мере продвижения к пациенту бригада может через планшет зайти в единую городскую медицинскую информационную систему, посмотреть анамнез пациента, амбулаторную карту, его прививочную карту. Все пациенты, которые первично определены как заболевшие коронавирусной инфекцией, вносятся в нашу информационную систему. Если такой пациент вызывает нас, скажем, повторно, система сама уже подсказывает диспетчеру, что пациент заражен коронавирусной инфекцией.
— Направляется специальная бригада в средствах защиты, либо каждая машина имеет специальный набор?
— Каждая бригада готова к этому пациенту.
— В сортировке участвует не только диспетчер, но и искусственный интеллект. Можно чуть подробнее об этом? Звучит очень интересно.
— Диспетчер пациента опрашивает по алгоритму. Соответственно, отмечается в программе определенным знаком жалоба, есть она или нет. После этого информация уходит в систему. Система оценивает жалобы и определяет повод для направления бригады скорой и медицинской помощи. Главное, в данной ситуации для определения повода экстренной или неотложной то, есть ли угроза для жизни или нет угрозы для жизни.
— Норматив по экстренным случаям – 20 минут. В условиях такой высокой загруженности удается его соблюдать?
— Мы работаем не по нормативу в хорошем смысле этого слова. Мы работаем по расчетному времени. В целом мы не выходим за 12 минут при прибытии к данной категории пациентов.
— Чему научила первая волна коронавируса?
— Мы стали больше внимания уделять диагностике. Потому что, по сути, простудные заболевания и коронавирус имеют очень схожую клиническую картину. Благодаря тому, что мы проводим постоянное обучение персонала, уже появляется определенный опыт, который позволяет с большой долей вероятности предположить наличие коронавирусной инфекции даже при отсутствии проведения обследования.
— Если у человека коронавирус, но еще какое-то заболевание обострилось от острой зубной боли до соматического. Что тогда делать?
— В этой ситуации у нас есть специально выделенные стационары, где принимают сочетание коронавирусных инфекций с другой соматической патологией.
— Что бы вы могли посоветовать тем телезрителям, которые нас смотрят, какие симптомы – это однозначно повод для обращения в скорую по поводу коронавируса?
— Если вы понимаете, что состояние ваше ухудшается, что у вас уже не первый день температура, и она у вас высокая, не поддается препаратам, которые снижают температуру, если у вас появилась одышка, появился выраженный кашель с мокротой, тут, конечно, уже нужно думать о каких-то осложнениях, нужно обращаться в скорую помощь. Понятно, что не все могут адекватно оценивать свое состояние. Поэтому мы проводим консультации, помогаем и в этом отношении людям. Наши москвичи про это знают. Многие уже, обращаясь первично на скорую, звоня, набирая номер 103, говорят диспетчеру, что они звонят для консультации.
— И если будет нужно, вы приедете?
— Абсолютно правильно. В любое время дня и ночи.