На совещании Совбеза Владимир Путин сообщил о совместном заявлении президентов России, США и Франции, которые как сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта потребовали от противоборствующих сторон немедленного прекращения боевых действий. Они призвали руководителей Азербайджана и Армении незамедлительно и без каких-либо предварительных условий возобновить мирные переговоры. Кроме того, Владимир Путин, Дональд Трамп и Эммануэль Макрон, осуждая эскалацию насилия, выразили соболезнования семьям погибших и раненых.
О безальтернативности политико-дипломатического решения ситуации президенты России и Франции говорили также и в телефонном разговоре накануне поздно вечером. Звонок состоялся по инициативе Елисейского дворца.
В то же время пока Москва, Вашингтон, Париж и другие мировые столицы призывают к миру и прилагают усилия, чтобы усадить конфликтующие стороны за стол переговоров, со специальным заявлением выступил президент Турции Эрдоган, который заявил, что просто так останавливать боевые действия нельзя.
Под огнем населенные пункты по обе стороны от линии разграничения. В четверг, 1 октября, под обстрел попала группа французских журналистов. Есть тяжелораненые.
Репортаж из Баку
Самый ходовой товар в Баку сейчас, разве что кроме фруктов, это национальные флаги. Они повсюду: огромные — на зданиях, поменьше — на машинах. Флагами укрывают детей от ветра. В фирменном магазине только за последние два дня раскупили три тысячи штук. Местные даже жалуются — у перекупщиков цены взлетели.
Уже во всем Баку нет семьи, которая не ждала бы сводок с фронта. Жертв все больше. По официальным данным, убиты уже 19 мирных жителей, ранены 55.
Знаковое место для всего Азербайджана — Аллея героев. Сюда привозят всех, кто приезжает в Баку. Это традиция, мировые лидеры здесь возлагают цветы. Дата смерти тут одна — 1992 год — время начала конфликта в Нагорном Карабахе.
Депутат Милли меджлиса (это азербайджанский парламент) и глава азербайджанской общины Нагорного Карабаха Турал Ганджалиев как раз в 1992 году был вынужден бежать из родного городка Шуша. Ему было 12, он до сих пор помнит, как тогда жилось в Нагорном Карабахе:
— Я ходил там в школу. У меня была прекрасная жизнь, у нас были армянские друзья, с которыми мы дружили. У нас имеется опыт совместной жизни с армянской общиной. Только способом мирного сосуществования мы положим конец этому конфликту.
Но сейчас ситуация все тревожнее. В Баку за 300 километров от зоны конфликта ужесточается комендантский час. Всех, кто в неположенное время будет находиться на улице без пропуска, заберут в участок.
Репортаж из Еревана
Голубая мечеть — единственная действующая мечеть во всей Армении. Во время нагорно-карабахского конфликта, еще в конце 80-х годов прошлого века, постройки не понесли каких-либо повреждений. И вот сегодня, как и много лет назад, здесь молятся о мире на своей земле.
Середина 18 века. Одно из старейших зданий в центре Еревана. Сначала в 90-е, затем уже в 2012-м мечеть перенесла серьезную реконструкцию. Здесь верят: как бы ни было тяжело, разрушенные связи нужно выстраивать заново, камень за камнем.
Несмотря на военное положение, в Ереване спокойно. В центре армянской столицы жизнь кипит. Работают кафе и рестораны.
Тем временем ожесточенные обстрелы не прекращаются по всей линии соприкосновения. По данным Еревана, потери армянской стороны в Карабахе с начала эскалации составляют свыше ста человек.
В результате обстрелов пострадала съемочная группа французского Le Monde. Снаряд попал в здание мэрии города Мартуни. Журналисты находятся в больнице в тяжелом состоянии. Сопровождавший их житель Карабаха погиб. Среди раненых также представители France-Presse и армянских СМИ.
Больницы Армении приостановили плановую госпитализацию пациентов. В палатах солдаты и мирные жители с осколочными ранениями. Наиболее тяжелых пациентов из Степанакерта доставляют в больницы других городов.
Подразделения ПВО, по официальным данным непризнанного Карабаха, в четверг, 1 октября, сбили два самолета, два вертолета и несколько беспилотников.
Первые полосы армянских газет — сводки с фронта и информация о потерях, слова "Мы победим". Настроения понятны. Все больше разговоров не о том, кто первый начал, а о том, как вернуться к миру.