Ученые Института географии РАН провели две недели на высоте 5600 метров над уровнем моря, в суровых условиях, близких к антарктическим. Все это, для того чтобы заглянуть в климатическое прошлое не только Кавказа, но и соседних регионов. Полномасштабные метеорологические измерения показали реалии эльбрусской зимы: в основном минус 10 при ветре до 20 метров в секунду. Сильнейшие метели требовали почти непрестанно бороться за палатки и оборудование.
Оценка составляющих теплового баланса поверхности ледника, отбор проб газов, радиолокационная съемка для оценки объема льда в Восточном кратере Эльбруса – вот неполный перечень работ, которые проводили ученые. Но главная цель – это электромеханическое бурение толщи льда. Метр за метром специалисты извлекают ледовый керн, очищают от снежной пыли и прочих примесей, взвешивают, кратко описывают, упаковывают. Затем, уже после экспедиции, пробы льда будут тщательно анализироваться с использованием самого современного оборудования.
"Благодаря изучению льда можно узнать, какой была температура в момент выпадения осадков, изучая изотопный состав, можно узнать количество осадков", – рассказал Станислав Кутузов, начальник отдела гляциологии Института географии РАН.
Работа гляциологов очень важна. Из ледовых кернов они получают сведения о климате, который был на Земле десятки и даже сотни тысяч лет назад. Например, по результатам бурений различных точек Эльбруса уже удалось установить беспрецедентный рост ионов кальция в последние десятилетия. Этот факт свидетельствует о том, что на огромных территориях Ближнего Востока и Северной Африки все чаще бушуют пыльные бури.
Устойчивый рост концентрации черного углерода тоже получен по эльбрусским данным, и является живым свидетельством антропогенного изменения климата и экологического состояния атмосферы.
Ученые также выяснили, что с середины прошлого столетия на Эльбрусе существенно уменьшились накопления снега. Осадков стало меньше, солнца, наоборот, больше. За счет этого ледники Эльбруса потеряли почти пятую часть своей массы. В последнее время оледенение Эльбруса теряет за год около 1 метра льда в водном эквиваленте.
Эльбрус – живой вулкан. Образно говоря, под неподвижными вековыми льдами, на глубине 7 километров, бьется огненное сердце. Тепло находит каналы в горной породе, и поднимается к поверхности. Оно столь велико, что растапливает лед и снег. На одном из таких оазисов тепла, которые вулканологи называют фумаролами, температура достигала 25 градусов тепла – и это в зоне вечных льдов и снегов, на высоте 5600 метров над уровнем моря. Здесь ученые обнаружили жизнь – несколько разновидностей простейших мхов, которые еще предстоит изучить.
Более тщательный анализ эльбрусских и других высокогорных кернов – еще впереди. Результаты исследований помогут разобраться в механизмах изменения природной среды в прошлом – без этого очень сложно понять, что будет происходить с климатом в будущем.