В Нагорном Карабахе продолжаются бои – об этом сообщают в Баку и Ереване. За ситуацией, которая уже накалена до предела, с тревогой следит весь мир. В Баку не только политики, но все местные жители обсуждают только одну тему: Карабах. Как изменилась жизнь всего за одну неделю?
Азербайджан. Столица. Работают кафе и рестораны, магазины и бутики, редкие маски на прохожих напоминают, что коронавирус еще не побежден.
Вечерний Баку: люди играют в футбол и волейбол, катаются на роликах, провожают действительно сложную неделю. Здесь можно выпить кофе и насладиться архитектурой города, который в ночи выглядит как-то чарующе. И вроде бы все так и было всегда, но семь дней назад все стало иначе.
И со стороны может показаться, что Баку живет обычной жизнью столицы. Но едва ли это так.
"Смерть – это вообще тяжело, очень тяжело. Если ее кто не видел – они не поймут", – говорит один из местных жителей.
У каждого в городе, да и за его пределами, на устах сейчас одно: Карабах. Семь дней боевых действий. Накануне вечером опубликованы официальные данные по погибшим с азербайджанской стороны: убиты 19 мирных жителей, больше 60 получили ранения.
В субботу утром состоялся телефонный разговор между президентами Азербайджана и Франции Ильхамом Алиевым и Эммануэлем Макроном. Алиев рассказал, что азербайджанская армия провела успешные контратакующие операции и освободила часть территорий, и заявил, что Армения срывает переговоры по урегулированию конфликта.
Параллельно с этим Минобороны Азербайджана обнародовало видео, как уничтожают танки и другую бронетехнику. В то же время приходят и другие новости – об ответных действиях.
"Армянская сторона обстреляла мирных жителей Физуйлинского и Джабраильского районов Азербайджана ракетами системы "Смерч", а также вела огонь из тактических ракетных комплексов "Точка-У", – говорит помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев.
За боями на фронте следят в Баку. Небольшая тандырная в центре города. Военное время на Азербайджан наложило некоторые ограничения. Нужно раньше закрываться, клиентов стало меньше. Но все материальное для этих людей отходит на второй план.
- Мы чувствуем себя сильными, у нас все нормально идет, работаем.
События в Тертере в пяти километрах от линии соприкосновения, куда за прошедшие сутки обрушились 2 тысячи снарядов, обсуждают водители здешних кэбов.
- Будет очень хорошо, в дальнейшем все тоже будет очень хорошо. И все, что можем, мы все сможем сделать.
Линия фронта и столица – будто контрасты, но неотделимые друг от друга. Подчеркивает это комендантский час с 9 вечера и до 7 утра, который мало кто нарушает. И дело – отнюдь не в штрафах.
Тем временем в Армении верующие собираются в храмах, чтобы помолиться о мире. То, что сейчас происходит в Нагорном Карабахе, с болью переживает вся республика. Война напрямую коснулась многих семей.
- Самые вкусные в мире гранаты – у нас!
И это о фруктах – по крайней мере, сегодня. У Рубена Мартиросяна последний рабочий день – повестка из военкомата уже пришла.
- Завтра уеду в Арцах.
В Арцахе – так называют в Армении Нагорный Карабах – рано утром закипели ожесточенные бои. Армия Азербайджана предприняла попытку наступления. На передовую со спецназом выехал президент непризнанной республики.
Артиллерийский обстрел столицы Карабаха – Степанакерта – продолжается. Вечером погиб мирный житель, четверо были ранены.
Минобороны Армении заявило о трех сбитых ранним утром самолетах противника. Из сел, на границе которых идут самые ожесточенные бои, эвакуировали жителей.
"Противник продолжает ту же тактику, берут под прицел мирное население. Из крупнокалиберного оружия ударили по городу Гадрут, два раза по Степанакерту", – говорит представитель Министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян.
Ситуацию в Карабахе премьер-министр Армении Никол Пашинян накануне вечером обсудил по телефону с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Ереван собирает доказательства агрессии Азербайджана и намерен представить их в ОДКБ. Тем временем посольство США в Армении уже предписало своим сотрудникам не выезжать за пределы Еревана.
В Ереване, несмотря на введенное в стране военное положение, нет комендантского часа. Открыты магазины, рестораны и кафе, а на площади Республики работают музыкальные фонтаны и гуляют горожане. Это не просто вечерний моцион – люди приходят поддержать друг друга.
- За все это время мы уже можем сохранять и спокойствие, и дух.
Новости нон-стоп, их смотрят и дома, и на работе, их обсуждают. Но мнение одно: конфликт пора прекращать.
Армен играет по 5 часов в день. На вырученные деньги покупает печенье для солдат. Отправляет с волонтерами, чтобы там знали – здесь их ждут.
- Чтобы остановилась эта война, больше ничего не хочу!
Во всех церквях, храмах произносят молитвы за мир. Обрести душевное равновесие жители Еревана едут в духовный центр всей Армении – Эчмиадзин.
"Церковь всегда является тем местом, куда народ обращается за ответами на свои вопросы", – говорит глава пресс-канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина Тер Ваграм Меликян.
Но когда в Ереване заканчивается очередной день, горожане вновь собираются вместе, чтобы не оставаться одним, поговорить, поддержать. Вспомнить, что самое темное время – всегда перед рассветом.