Коронавирус продолжает осеннее наступление. С начала сентября количество заболевающих в сутки удвоилось. 4 октября уже плюс 10 тысяч. Наибольший прирост заразившихся – в Москве. Столичный мэр Сергей Собянин сообщил, что ситуация в городе "на грани". Сотрудникам предприятий рекомендовано отправить на удаленку до 50% сотрудников, в школах – каникулы, лиц старше 65 лет городские власти призвали без надобности на улицу не выходить. Кроме того, Сергей Собянин заявил, что российские лекарства от коронавируса, что появились в аптеках ("Алепривир" и "Коронавир"), будут бесплатно по назначению врача выдавать тем жителям Москвы, которые лечатся на дому.
Однако никакие ограничительные меры не помогут, если мы сами не проявим сознательность. Многие до сих пор не носят маски или носят их под носом. В магазинах, несмотря на рекомендации, редко можно увидеть покупателей в перчатках.
Ситуацию, связанную с COVID, президент обсудил с правительством. "Конечно, маски, социальная дистанция, тому подобное, тем более изоляция, определенные и известные ограничения по местам учебы, работы, безусловно, это все людям надоело, и я их прекрасно понимаю. Но, как ни странно, до сих пор люди не всегда чувствуют, понимают, поэтому и не всегда верят в то, что мы столкнулись, весь мир столкнулся с очень опасным противником. Инфекции вообще, инфекционные заболевания, и COVID не в последнюю очередь, являются таким тихим, незаметным, но очень опасным противником, опасным врагом. Повторяю, люди часто этого не чувствуют, но мы с вами это знаем. Поэтому наша с вами святая обязанность, профессионального сообщества, руководителей всех уровней, власти и управления, – очень аккуратно, тактично, но терпеливо и настойчиво объяснять людям реалии складывающейся обстановки и предлагать необременительные, но абсолютно необходимые меры и средства защиты", – заявил глава государства.
Президент напомнил, что рост заболеваемости коронавирусом в Москве мы уже наблюдали весной. Так что регионы должны быть готовы к любым вариантам развития событий. Понятно, что нагрузка на врачей будет расти, и возникает вопрос о президентских доплатах – медицинский персонал получал дополнительно до 80 тысяч в месяц.
"Они там по 8 часов работают и получают эти деньги, а кто-то зашел один раз в эту зону и тоже получил деньги", – сказал Леонид Рошаль, президент Национальной медицинской палаты, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.
Медицинское сообщество – а с его представителями вице-премьер Голикова встречалась прямо перед заседанием правительства – предлагает, чтобы деньги впредь начислялись посменно, так, по мнению врачей, будет более честно.
"Если в течение месяца врач, например, получал 80 тысяч, количество ориентировочно смен составляет приблизительно 21, то тогда средняя сменная выплата составляет 3880 рублей. Исходя из такой стоимости смены и фактически отработанных смен, должна производиться оплата. Если врач вырабатывает больше, чем 21 смену, то осуществляется больше выплата. Обсудив это, мы считаем, что это более социально выверенный подход, более справедливый", – заявила Голикова.
"Что касается дополнительных выплат медикам. Я знаю, что вы встречались с представителями врачебного сообщества. Вы мне докладывали об этом. Если действительно люди считают, что предлагаемый правительством вариант является даже более социально справедливым, пожалуйста, я ничего против не имею. Но выплаты в рамках тех правил, которые были установлены и которые действуют до сих пор, заканчиваются уже послезавтра. Поэтому наверняка и на местах, и в центре, в Москве, нужно к этому подготовиться. Поэтому предлагаю действующий порядок на ближайший месяц, на октябрь, сохранить безо всяких изменений, а затем выстроить работу так, как вы и согласовали это с представителями профессионального сообщества. Давайте из этого и будем исходить. Я прошу Министерство финансов соответствующим образом выстроить свою работу и обеспечить необходимое финансирование", – подчеркнул Путин.
На всякий случай он записывает. Его "усталый" блокнот постепенно превращается в книгу жизни, спасенных от смерти. Волонтер Леонид Краснер не лечит – опекает. В ковидный госпиталь 52-й больницы он ходит каждый день. С больными надо говорить и делать первые шаги. Возвращение из реанимации он проживает вместе с ними.
"Сейчас таких пациентов реально много. И это количество выросло. Зачастую это длительный период – 40-50 дней. Недавно мы выписали больного, который находился 156 дней после коронавирусной инфекции, после периода ЭКМО, ИВЛ", – рассказала Елена Филимонова, заведующая отделением реанимации и интенсивной терапии №7 ГКБ 52.
COVID выключает людей из жизни. За человека дышит искусственное легкое. Аппарат диализа замещает функцию почек. 25 дней один из пациентов живет, опутанный проводами. Кома.
"Это тяжелая инфекция, иногда с непредсказуемыми и страшными последствиями. У нас есть масса пациентов, которые были просто на грани смерти, а некоторые из них, к сожалению, ушли, невзирая на все наши старания, которые в жизни не выкурили ни одной сигареты, не пили, которые занимались спортом, максимально уделяли внимание своему здоровью и здоровому образу жизни. Они заболели коронавирусом, и течение этого заболевания привело их к инвалидности, к смерти или к каким-то тяжелым реабилитационным необходимостям в перспективе", – отметила Марьяна Лысенко, главный врач ГБУЗ "ГКБ №52 ДЗМ".
Две недели Надежда Ивановна провела в реанимации. Теперь – в обычной палате, но все еще на кислородной поддержке. "Я просто умирала. Это очень страшно – не дышать", – признается женщина. В больницу поздно обратилась. Небольшую температуру и озноб приняла за банальную простуду. Когда не было сил встать с кровати, вызвала скорую.
"Люди стали поздно обращаться за медицинской помощью. Кто-то начинает заниматься самолечением. Кто-то вообще не лечится. Своевременная обращаемость, конечно, улучшает прогноз дальнейший. Пациенты поступают более тяжелые из-за собственной безответственности", – считает Марина Черемухина, заведующая приемным отделением ГКБ№52.
В приемном отделении непривычно тихо. Не грохочут каталки с грузными пациентами, не ревут сирены скорых – просто больница уже заполнена. Свободных мест в стационаре не осталось.
"С середины июня по конец августа была некая полоса, которая позволила нам немножко передохнуть, к сожалению, вот сейчас все началось. Причем началось резко, интенсивно. Пациенты, которые к нам поступают, действительно тяжелые. Сейчас пациенты стали более молодые. И именно те, которые поступают к нам, имеют более агрессивное течение данной инфекции", – отметил Руслан Трушкин, заведующий отделением ГКБ 52, доктор медицинских наук.
Вернуться к доковидной жизни они так и не успели. 52-я больница из "красной" зоны не выходила. Это сезонное обострение было ожидаемо. Но теперь у коронавируса есть "союзники" – ОРВИ и грипп.
"Недавно у нас был первый и пока единственный случай, когда у пациентки во время проведения экспресс-теста, тест на грипп оказался положительный. И на КТ также выявлена коронавирусная пневмония. И вирус гриппа тяжелый, коронавирус тяжелый. Организму сопротивляться труднее, особенно если это ослабленный организм", – сказала Марина Черемухина.
В приемном покое теперь каждому пациенту делают тест на коронавирус и грипп. Такой же алгоритм и в городских поликлиниках. У выездной бригады участковых врачей и фельдшеров скорой помощи есть набор экспресс-тестов.
"Если заподозрили грипп и появилась высокая температура, то скорая помощь будет обязана делать экспресс-тесты на грипп для того, чтобы понимать, в какой именно стационар везти пациента, чтобы эти потоки не перемешивались, это очень важно", – рассказал один из врачей.
Еще весной все простудные заболевания по умолчанию считали коронавирусом, и пациента сразу закрывали на двухнедельный карантин. Теперь закрывать не будут – с вирусным букетом сначала разберутся. Карантин сохранится только для COVID-положительных.
Симптомы могут быть похожи. Но при гриппе температура выше, при коронавирусе боли в мышцах острее.
"Есть еще один признак, про который в последнее время узнали все, – это отсутствие обоняния при коронавирусной инфекции", – отметила Наталья Кузенкова. главный врач ГП №68 Москвы.
В 68-й поликлинике снова открывают амбулаторный центр компьютерной томографии – с подозрением на ковидную пневмонию скорые везут пациентов. Так было и в самый разгар эпидемии – в апреле-мае. Столичные больницы меняют профиль.
Неделю назад мы снимали эпизод в пульмонологическом отделении. Только 1 сентября открыли после коронавируса. И сегодня здесь принимают своих профильных пациентов. Врачи ходили в белых халатах, пациенты спокойно передвигались по коридору. Принимали больных с легочной патологией, но не ковидных. И вот спустя всего несколько дней все снова погружается в ковидный режим. Зайти можно только в специальном костюме. И принимают пациентов с подтвержденным коронавирусом или ковидной пневмонией.
4-я клиническая больница Сеченовского университета. С главным пульмонологом Минздрава России Сергеем Авдеевым идем на обход. В реанимации пока не самые тяжелые. Но врачи ко всему готовы. У каждой кровати – аппарат ИВЛ – на крайний случай. Ходить по краю здесь научились.
"Была серия опубликована – 5700 случаев из 5 клиник Нью-Йорка. И там именно такая цифра: 88% – летальность больных на ИВЛ. Наш опыт по стране показывает 76% летальность на ИВЛ. Это говорит о серьезности ситуации", – подчеркнул Сергей Авдеев.
Недавно в авторитетном американском журнале вышла статья ученых Сеченовского университета, как избежать перевода пациентов с ковидной пневмонией на искусственную вентиляцию легких. Здесь применяют кислородные маски.
"Очень многие стационары мира используют неинвазивную вентиляцию только в условиях реанимации. Мы можем это делать в условиях обычного инфекционного отделения", – рассказал Андрей Ярошецкий, профессор кафедры пульмонологии Сеченовского университета.
Взгляды на болезнь с начала пандемии очень сильно изменились. Но чем дальше продвигаются клиницисты в поисках новых методов лечения, тем больше вопросов перед фундаментальной наукой. Увиденное на практике еще не описано в теории.
"Есть масса пациентов, которые имеют достаточно сдержанную клинику на начальном этапе и очень быстро разворачивают тотальные поражения легких с тяжелым выходом потом из этой ситуации, а иногда, к сожалению, заканчивается все это фатально. А есть масса людей, у которых вполне пристойное самочувствие, но которые развивают потом тяжелые осложнения, прогрессируют поражения легких. Наука изо всех сил старается дать нам ответы. Конечно, мы бы хотели получить ответ, который дал бы нам возможность прогнозировать течение заболевания, развитие поражения легких и свертывающей системы крови", – заявила Марьяна Лысенко.
Врачи предполагают: течение болезни может объяснять генетическая предрасположенность. Такое исследование будут проводить в Институте биоорганической химии РАН. Академик Александр Габибов, директор Института биоорганической химии имени академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, проводит нас в свою лабораторию. Здесь изучают молекулярные основы рассеянного склероза. Но COVID-19 отвлек от основной работы и переключил внимание на себя.
"Ко мне пришли сотрудники молодые и сказали: вот такая ситуация, давайте займемся. И мы начали с первого шага, о котором вы уже знаете, и сделали ПЦР-диагностику. Это замечательно, но это тривиально. А вот иммунная диагностика, человек переболел или нет, на какой стадии и какая сила заболевания, вот это важно", – пояснил ученый.
Иммунная диагностика – это тест на антитела. Инструмент, который можно использовать в научных исследованиях. Вместе с Центром акушерства имени Кулакова здесь начинают изучать сыворотку крови новорожденного и материнского молока от женщин, зараженных коронавирусом.
"Проблема серьезная, потому что если эти антитела являются нейтрализующими антителами к вирусу, тогда мама может кормить молоком ребенка новорожденного. Если же таких антител в молоке матери нет, то мама не может кормить ребенка молоком", – пояснил Георгий Скрябин, научный сотрудник Института биоорганической химии РАН.
Американская академия наук предлагает сотрудничать. Один из интересных проектов в области нейробиологии – как дефектный ген, повышающий риск развития болезни Альцгеймера, связан с тяжелыми формами COVID-19.
"Есть некие соображения, что, может быть, эти отдаленные результаты будут заключаться в ускорении, если человек предрасположен к нейрозаболеваниям. То есть Альцгеймер, Паркинсон и очень много других, то, чем сейчас болен мир, и то, что является отложенной пандемией взрослеющего населения в мире развитых стран", – сказал Александр Габибов.
Непредсказуемый и коварный SARS-CoV-2 разрушает гемоглобин. Китайские ученые предположили, что вытесненное вирусом железо попадает в кровь, вызывает повреждение сосудов и приводит к образованию тромбов. Заканчивается все поражением внутренних органов. Но их российские коллеги в выводах осторожны.
"Есть другая категория пациентов, которые постоянно получают трансфузии, например, и у них достаточно часто возникает перегрузка железом. У них тоже нет тромбозов. Поэтому, сказать однозначно, что молекулы железа стимулируют макрофаги на выброс цитокинов, да и цитокиновый шторм таким образом запускается неким образом анемией, сложно", – считает Татьяна Гапонова, первый заместитель генерального директора НМИЦ гематологии, главный трансфузиолог Минздрава России, кандидат медицинских наук.
Коронавирус действительно разрушает гемоглобин и вызывает анемию – дефицит железа. Это состояние сопровождает любое воспаление. Анемия утяжеляет дыхательную недостаточность, ведь выпавшие ионы железа уже не могут доставлять кислород в легкие.
"Одно из проявлений анемии – это одышка, общая слабость. Почему человек задыхается? Потому что переносчика кислорода мало, и на усиленное кровоснабжение вот этих клеток просто не хватает, чтобы насытить кислородом ткани в той степени, в которой это необходимо", – рассказала Гапонова.
Бесследно COVID не проходит. Восстановление бывает долгим и тяжелым. На врачей снова ложится большая нагрузка – возвращать к жизни тех, кто до сих пор не верит в серьезность этой болезни.
"Он же никуда не девался летом, он был. Просто немножко количество зараженных у нас снизилось. И люди почувствовали себя более комфортно. Но у нас есть особенность в отличие от там некоторых других стран: комфортно – значит, вседозволенно. мы сейчас получили в том числе и результаты нашей абсолютной расслабленности. Все с удовольствием, конечно, сняли маски. Обстоятельства складываются таким образом, что это необходимо. Коронавирус уйдет. И вакцина работает. И мы все привьемся. Но вот это вот понимание, что любая инфекция может быть опасна для окружающих, нужно попытаться это сдерживать в любом случае, как-то мы должны сами воспитать в себе культуру заботы о людях", – уверена Марьяна Лысенко.
Почти 10 тысяч новых случаев за последние сутки. Больше всего – в Москве. Но рост идет и в регионах. Ковидные стационары открывают в Казани, разворачивают дополнительные койки в Нижнем Новгороде. Эпидемия снова заставляет вводить ограничения. Не такие строгие, как весной, но под личную ответственность каждого.