Во всем мире за время пандемии коронавирусом заразились более 35 миллионов человек. 29 сентября количество жертв COVID на планете перешагнуло отметку в один миллион человек. Мировым лидером по заболеваемости за сутки остается Индия – под 90 тысяч человек, следом идут США и Бразилия – тоже десятки тысяч заболевших в сутки. Очень непростая обстановка в Европе. Вторая волна захлестнула Францию, Испанию, Великобританию.
В борьбе с коронавирусом в Великобритании – новый тренд: ограничения теперь вводятся по отдельным регионам. Для того, чтобы разобраться, где какие в данный момент запреты, в общий доступ выложена интерактивная карта страны. Где гуще краски, там жестче режим. Темными пятнами уже закрыта треть соединенного королевства: Шотландия, Северная Ирландия, частично Англия и Уэльс. Правил так много, что в них, как выяснилось, путается даже премьер-министр. Борис Джонсон забыл, что по решению его же правительства на северо-востоке Англии запрещено собираться в кампании тем, кто не живет под одной крышей.
С дисциплиной у британских политиков просто беда. Так, депутат из Шотландии Маргарет Феррье, зная о том, что у нее может быть коронавирус, выступала Лондоне в Палате общин. Когда диагноз подтвердился, отправилась домой на поезде через всю страну, грубо нарушив правило обязательной самоизоляции. Лидер Шотландской национальной партии Никола Стерджен предложила ей сдать депутатский мандат: "Я сразу заявила, что ей надо уйти, хотя и с тяжелым сердцем. Я знаю Маргарет давно, но не могу оправдать то, что она совершила". Делом Маргарет Феррье уже занимается полиция. Ей грозит штраф – 4000 фунтов стерлингов.
Ситуация с коронавирусом уровняла тех, кто принимает решения, с теми, кому обычно их приходится выполнять. Выяснилось, что подчиняться новым правилам не такое простое дело и нарушителей хоть отбавляй.
Без маски в магазине попался отец Борис Джонсона. Бывший лидер оппозиции Джереми Корбин сфотографировался, ужиная в компании больше шести человек. За такое полагается штраф 200 фунтов стерлингов. Незадолго до этого старшего брата Корбина арестовали на митинге, где он протестовал, отрицая опасность коронавируса. В Лондоне такие манифестации теперь, как правило, заканчиваются потасовками с полицией.
Во французском Марселе владельцы ресторанов и баров устроили беспорядки, после того, как городские власти приняли решение приостановить работу их заведений. Во Франции на этой неделе в среднем заражались около 10 тысяч человек в день. Это, конечно, не по сто тысяч, как было в марте, но где гарантия, что кризис не повторится?
Национальная ассамблея проголосовала за то, чтобы у правительства было право вводить жесткие ограничения вплоть до весны следующего года. Министр здравоохранения Оливье Веран заявил, что если до 5 октября ситуация не улучшится, придется принимать меры. И начнут с Парижа.
"Ситуация в Париже и пригородах ухудшается стремительно. За последние сутки здесь трижды выходили за рамки того, что мы называем зоной максимальной опасности", – отметил Веран.
В Мадриде, самой горячей коронавирусной точке Европы, несмотря на протесты городской администрации, центральное правительство на две недели ввело карантин. Въезд и выезд из города и прилегающих к нему окраин запрещены, если нет острой необходимости. Из дома можно выходить только на работу, в школу, магазин или для посещения больницы. За соблюдением режима следит полиция. Главный транспортный узел вокзал Аточа в субботу опустел.
В Мадриде также ограничены часы работы ресторанов и кафе. Ежедневно в городе заражаются около четырех тысяч человек. Уровень и в самом деле критический. Но цифры не убеждают тех, кому не нравится карантин.
Даже в Чехии, где начальный период пандемии пережили относительно спокойно и одними из первых в Европе смягчили режим, теперь объявляют чрезвычайное положение. С понедельника закрываются театры и ограничиваются собрания людей. Власти боятся, что больницы не справятся со стремительно растущим числом пациентов.
Проблема не в том, сколько коек, а сколько врачей остается на ногах. По официальным данным, в Чехии уже инфицированы 1700 медработников. Если так пойдет дальше, то лечить будет некому.
В Великобритании, где заболевают по 7000 тысяч человек в день, правительство каждую неделю принимает новые постановления.
"Я заявил о жестких мерах в Англии. Раньше будут закрываться пабы и рестораны, те, кто не подчиняется, получат штрафы. Призываю всех, кто может работать дистанционно, оставаться дома", – заявил Борис Джонсон.
Кабинет министров настаивает на том, что лишь в крайнем случае пойдет на закрытие школ и высших учебных заведений. Но количество инфицированных особенно быстро растет как раз среди студентов. В одном лишь только Университете Нортумбрии на этой неделе заразились 770 человек.
В Лондоне помнят, что за два месяца карантина этой весной британская экономика просела на 20%. И сейчас здесь пытаются найти баланс между тем, чтобы не добивать экономику, и тем, чтобы правительство в итоге не обвинили в том, что оно не заботится о здоровье людей. Совместить и то, и другое – задача со многими неизвестными.
Премьер-министр Джонсон рассчитывает на то, что проблему решит появление вакцины. Он пообещал, что уже в апреле следующего года каждый британец сможет сделать прививку от коронавируса. Но самый перспективный британской проект – вакцина, разработанная в Оксфорде, – уже вызвала подозрения у одного из главных заказчиков – администрации США. После двух случаев осложнений у участников испытаний американский регулятор медикаментов потребовал от Оксфорда данные о предыдущих испытаниях вакцин в этом университете. Даже если подозрения безосновательны, эксперты предостерегают от надежд на скорое широкое применение этого препарата, давая понять, что оптимизм британского премьер-министра не отражает реального состояния дел.