Российские концертные агентства могут потерять из-за пандемии 30 миллиардов рублей. За полгода по всей стране пришлось отменить почти четыре сотни мероприятий. Почему зрители не спешат покупать билеты даже на те шоу, которые есть в афишах, и когда ждать восстановления индустрии?
На дезинфекции до 8 октября. Концертный зал сейчас готовят к первому за осень большому событию "Metallica Show с симфоническим оркестром". Гостям будут вежливо напоминать, чтобы не снимали маски. Сидеть рядом разрешат только тем, кто пришел вместе. В таком режиме здесь уже работали, но только один раз, когда проводили выпускной.
За полгода больше 70 мероприятий перенесено, еще 11 вообще пришлось отменить. И это только одна концертная площадка Москвы "Крокус Сити Холл", который до эпидемии собирал по 6000 зрителей.
Сейчас с учетом санитарных требований рассадить можно максимум полторы тысячи зрителей. Получается, проводить концерт можно, но экономически это невыгодно. Большая часть детских мероприятий на ноябрь отменена, серии сольных выступлений популярных исполнителей сокращают до одного концерта.
"Затратная часть – она очень высокая, и экономика строится при 70 процентах – это точка ноля, – поясняет Роман Грачев, директор филиала "Крокус Сити Холл" ФО "КРОКУС". – А если мы в 6000-тысячный зал можем пустить только полторы тысячи людей, это становится нерентабельно, и люди надеются, что в другой период мы сможем это провести".
Потери частных концертных агентств в этом году превысят 30 миллиардов рублей. Это подсчеты компании SAV Entertainment. Отрасль сейчас работает максимум на 5-7 процентов. И если в августе-начале сентября россияне еще покупали билеты на шоу, то в начале этого месяца с ростом заболеваемости продажи резко пошли на спад.
"Несмотря на то, что в Москве на сегодняшний день разрешено проводить концерты до 3 тысяч человек, это все равно очень маленький процент разрешения нам. Плюс люди на сегодняшний день боятся ходить на концерты, надо это признать, поэтому бизнес практически на 100 процентов остановился", – констатирует руководитель компании SAV Entertainment Надежда Соловьева.
В России в сфере организации концертов работает более тысячи компаний, в индустрии занято около полумиллиона человек. Больше трети предприятий, связанных с организацией шоу, кризис могут не пережить, полагают сами предприниматели.
"Артист известный – это как предприятие. На него работает большое количество людей, это и оборудование, владельцы аппаратов, владельцы звука, света, это люди, которые работают в концертных залах, это прокатчики, менеджеры и музыканты, это огромное предприятие, которое работает на артистов. Все эти полгода артисты на себя тянут зарплатное бремя, потому что они несут ответственность за все свои коллективы", – говорит музыкальный продюсер Иосиф Пригожин.
Большие надежды на новогодние шоу. Владельцы площадок и организаторы мероприятий говорят, если не провести хотя бы праздничные программы, индустрии будет совсем трудно. На оживление рынка надеются весной 2021-го. Гастроли иностранных исполнителей концертные агентства на ближайшие полгода даже не планируют.