87 миллионов гривен – на бюджетную закупку более чем пятисот наименований. Статья на сайте популярного украинского издания, чьи авторы выяснили, какие именно книги власти Украины хотят видеть на полках Киевских и региональных библиотек. И, надо сказать, набор – любопытный.
А главное – идеологически цельный, вне зависимости от возраста читателя. Вот, например, иллюстрированное детское произведение про чубатых муравьёв, которые подверглись нападению "бывшего братского племени муравьиных львов". В то время, как аудитории постарше адресовано издание текстов экс-журналиста Аркадия Бабченко: их, кстати, пришлось перевести, поскольку мову автор так и не выучил.
Кроме того, есть в списке кое-что про так называемую "советскую оккупацию" Незалежной в годы Великой Отечественной.
Или мемуары псевдо-режиссёра Олега Сенцова. Кстати, давно обещанный новый фильм до сих пор не снял. Видимо, переквалифицировался в писатели – на деньги благодарных налогоплательщиков.
Но – не беда. Ведь украинских картин определённой направленности – хватает и без Сенцова. Доказательством чему – программа нынешнего Одесского кинофестиваля. Где лучшей документалкой признали ленту про тренировочный лагерь карательного батальона "Азов". И этим – не ограничились.
Не много, не мало "Восточно-европейские Канны". Так неофициально величает себя Одесский международный кинофестиваль. Он появился в 2010 году для популяризации интеллектуального кино. Было время посещали его Михалков, Малкович, Кустурица. А теперь… Бывший участник, режиссер Юрий Кара дает четкое определение фестивалю сегодня.
"Были фильмы, которые были зрительские, в крайнем случае, но умные, замечательные, художественного качества. А сейчас я смотрю, это больше такое политическое", – считает Юрий Кара, участник Одесского международного кинофестиваля (2011г.), кинорежиссер, сценарист, продюсер.
И это еще культурно сказано. Похоже, важнейший критерий оценки – наличие в сюжете военных действий на Юго-Востоке Украины. Победитель фестиваля полнометражный фильм "Бес" – о похищении защитниками Донецка карателей АТО. Лучшее документальное – "Военные каникулы". Это когда украинских детей в военных лагерях учат "патриотизму" инструкторы из батальона "Азов".
"Это скорее пропаганда вот той официальной парадигмы событий на Донбассе, в Крыму, что это агрессия против Украины. Здесь националистический фактор уходит на второй план, здесь больше шовинистическое", – полагает Юрий Ткачев, главный редактор украинского интернет-издания "Таймер".
И эти слова ясно иллюстрирует лучший, по мнению жюри, фильм фестиваля. "Атлантида". Режиссер Валентин Васянович в миф превратил весь Донбасс и его жителей. Титры – "2025 год, после победы над Россией". На картинке выжженная земля, экологическая катастрофа. Деградирующий, непригодный для проживания регион.
"А почему бы не снять фильм о том, как погибли 200 детей на Донбассе. Как "освобождали" Донбасс каратели из батальона "Торнадо". Как они насиловали матерей при детях, как они издевались над гражданским населением", – предлагает Владимир Олейник, депутат Верховной Рады Украины V, VI и VII созывов.
А потому что это никак не вписывается в рамки современной украинской идеологии. К слову, фильм "Атлантида" обошелся в 21 миллион бюджетных гривен. Да и сам фестиваль в этом году прошел за госсчет. А еще помог грант программы Евросоюза "Креативная Европа".
"Откровенная конъюнктура участников, а особенно победителей нынешнего фестиваля напрямую связана с тем, кто его финансирует. Очень прискорбно наблюдать за продажностью украинцев, которые за звонкую монету способны все, что угодно сделать", – считает Юрий Кот, украинский и российский шоумен, актёр, телеведущий, кинорежиссёр, сценарист.
Антиутопию "Атлантида", ту, что про деградирующий Донбасс, и вовсе выдвинули на Оскар. Пожалуй, участие в конкурсах единственная отрада для таких режиссеров, такого кино.
"Когда мы смотрим на те фильмы, которые отметились на Одэсском, не Одесском, фестивале, все эти фильмы с треском, если еще не провалились, то провалятся в кинопрокате", – заключает Юрий Кот, украинский и российский шоумен, актёр, телеведущий, кинорежиссёр, сценарист.
В общем, остается – хвалить себя самим. Что и сделала ведущая церемонии закрытия фестиваля Янина Соколова. На своей странице в Instagram (запрещена в РФ) призналась – получила не только культурный, но и идеологический кайф.