"Причиняли физические и психические страдания" – и дальше уточнение о "систематических побоях" и других "насильственных действиях". И все это – по отношению к детям. Заявление Следственного комитета об уголовном деле, которое сейчас расследуется в Свердловской области. А если быть точным, в городе Среднеуральске, где находится одноименный женский монастырь.
Место в последнее время связано исключительно со скандалами. Сначала – захват обители отлученным от церкви схимонахом Сергием (сейчас уже просто гражданином Николаем Романовым). Теперь – всплывшие факты вопиющего отношения к несовершеннолетним, которое практиковалось на территории монастыря. Причем, по данным следствия, пятнадцать лет, то есть с самого начала его основания.
Пока в деле об истязаниях нет конкретных подозреваемых, зато известна их мотивация. В официальной формулировке она обозначена как "ложное понимание процесса воспитания". Но есть и другие действующие лица – те, кто так долго закрывал глаза на происходящее. Кто может быть виновен в халатности?
Ужас в том, что многие годы о том, что происходило с детьми в так называемой обители отца Сергия, знали не только послушники монастыря, но и социальные службы. Знали, но благосклонно молчали – ничего не делали.
"Противоправные действия в отношении четверых пострадавших совершались в период проживания несовершеннолетних на территории монастыря без их законных представителей, что стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время органами Следственного комитета проводится комплекс мероприятий, направленных на тщательное установление всех обстоятельств произошедшего и привлечение к ответственности причастных к преступлениям лиц", – заявил Александр Шульга, старший помощник руководителя Следственного комитета по Свердловской области.
А происходило в "обители зла", по словам бывших воспитанников, нечто ужасное. Например, отец Сергий, некогда сам судимый по тяжелой уголовной статье, захватив по сути женский монастырь, устроил там приют для бывших заключенных. Те в свою очередь выполняли все его указания и возложенные на них так называемые воспитательные функции.
"Ситуация, которая происходила лично со мной, когда мне было 10 или 11 лет, и с братом Виктором, он воспитывал отроков в монастыре. Также отец Сергий заставлял его бить детей. Бить отроков. Бить девчонок. Однажды случилось так, что я, придя на послушание в козлятник, столкнулась с этим человеком, он вышел с голым торсом, на котором было много-много куполов, и этот человек позвал меня к себе в келью – посмотреть иконки", – вспоминает одна из послушниц.
Подробности воспитанница монастыря обещает рассказать следствию. Пока уточняет: ей чудом удалось убежать от так называемого брата Виктора, у которого на уме Бог знает что было. Она же утверждает, что этот же человек совершил на территории монастыря убийство: "Ночью, когда они сидели, бухали с охранниками. Три охранника там было. Один подошел и сделал замечание. Он сделал замечание по поводу того, что они бухают на территории монастыря. На что Витя убил охранника Евгения".
Ужас в том, что многие прихожане знали о методах воспитания в монастыре и молчаливо поддерживали эти методы. В наказание за проступки детей закрывали в кельях на несколько суток, давая лишь воду и хлеб. За общение мальчиков и девочек следовали физические расправы. Ребятишкам нельзя было даже разговаривать с друг другом, а за нарушение так называемого режима неминуемо следовало наказание. От подробностей таких расправ становится не по себе.
"Это было ремнем, избивали ремнем по спине, по ягодицам, по ногам... Потом начали применять электрические кабели. А нас за то, что мы бегали купаться – за монастырем есть сады, мы бегали купаться туда – нас ставили на колени и палками по пяткам, по ступням. Пятки очень сильно болели. Не могли нормально наступать на них", – вспоминает Филипп Малюткин, воспитанник монастыря.
Особое наказание следовало за курение. Как наказывали за этот проступок, в рамках эфира рассказать не представляется возможным по морально-этическим соображениям, но от подробностей становится не по себе. Еще один момент: в монастыре находились дети не только оставшиеся без попечения родителей, но и вполне из благополучных семей. Последних привозили в изоляцию от мира сего собственные родители, при этом жертвовали на их содержание миллионы. Вербовкой занимался лично Сергий.
"Родители очень непростые. Там проходили обучение и воспитание дети чиновников, бизнесменов. Когда они приезжали в Среднеуральскую обитель, группа, которая занималась приемным процессом, указывали Сергию Романову, что мол приехали такие-то люди. Он выходил и говорил, что в их ребенке – бес. Поэтому они такие непослушные и их реакция это не что иное – вселился бес. И поэтому ребенку надо остаться в Среднеуральской обители", – рассказывает Игорь Иванишко, судебный эксперт-религовед.
По мнению экспертов, выгонять бесов из детей Сергий поручал своим ближайшим заместителям, лично вроде бы не участвовал в издевательствах, но грязную работу выполняли не только те самые ранее судимые так называемые "братьев", но и официальная настоятельница монастыря. Последняя, по словам экспертов, "плакала во время экзекуций над детьми, но приговаривала: на все воля Божья".