В США вновь хотят разделить техкомпании. Власти хотят жестче контролировать крупные ИТ-компании и даже в перспективе разделить их в целях борьбы с монополиями.
После 16-месячного расследования в отношении компаний Apple, Amazon, Facebook (запрещена в РФ) и Google, сотрудники антимонопольного комитета Демократической партии обнаружили, что техгиганты обладают монопольным правом, которое должно быть ограничено Конгрессом и правоприменительными органами.
Отмечается, что новые цифровые гиганты построили монополии наподобие тех, что были в США во времена нефтяной экономики и железных дорог.
Законодатели предлагают изменить бизнес-процессы, чтобы эти платформы не работали в тех же сферах, где и зависящие от них бизнесы, запретить платформам давать себе преференции, выработать стандарт, запрещающий стратегические поглощения во вред конкуренции и ряд других мер.
Amazon
Amazon обвиняют в том, то компания обладает монопольной властью над большинством своих сторонних продавцов и многими поставщиками. Доля Amazon на рынке розничных онлайн-продаж в США "скорее всего, занижена" на уровне 40%, согласно отчету, в котором говорится, что, по "более достоверным" оценкам, она составляет около 50% и более.
Сотрудники компании утверждают, что "рыночная власть Amazon находится на пике своего развития", когда речь заходит об отношениях со сторонними продавцами на платформе.
"Amazon ведет активную антиконкурентную политику в отношении сторонних продавцов", – пишут авторы отчета. "Публично Amazon описывает сторонних продавцов как "партнеров". Но внутренние документы показывают, что за закрытыми дверями компания называет их "внутренними конкурентами"."
В своих письменных заявлениях и свидетельских показаниях Amazon утверждает, что она полагается на сторонних продавцов, чтобы развивать свою платформу, и что работать против них было бы не в ее интересах. Однако сотрудники утверждают, что "двойная роль компании Amazon как оператора своего рынка, на котором размещаются сторонние продавцы, и продавца на этом же рынке создает неизбежный конфликт интересов". Этот конфликт побуждает компанию Amazon использовать свой доступ к данным и информации конкурирующих продавцов наряду с другими видами антиконкурентного поведения".
Авторы также утверждают, что Amazon достигла своего господства отчасти благодаря приобретению конкурирующих сайтов, таких как Diapers.com и Zappos.
Apple
Монопольная власть Apple распространена на дистрибуцию программных приложений на iOS-устройствах, по словам представителей демократической партии.
В отчёте говорится, что мобильная экосистема Apple дала "значительные преимущества" как потребителям, так и разработчикам приложений. Несмотря на это, в отчёте утверждается, что Apple использует контроль над операционной системой и магазином приложений, "чтобы создавать и укреплять барьеры для нечестной конкуренции, а также дискриминировать и исключать конкурентов, продвигая собственные предложения".
Сотрудники также утверждают, что Apple использует свою рыночную власть, "чтобы эксплуатировать разработчиков приложений путем незаконного присвоения конфиденциальной информации и взимания с разработчиков приложений проценты в App Store".
За последний год Apple столкнулась с растущим числом жалоб от разработчиков приложений, которые недовольны правилами и комиссионными за размещение в App Store. Совсем недавно компания Apple столкнулась с иском от Epic Games.
"В отсутствие конкуренции монопольное право Apple на распространение программного обеспечения на iOS-устройства привело к нанесению вреда конкурентам и конкуренции, снижению качества и инновационности среди разработчиков приложений, а также к росту цен и уменьшению выбора для потребителей", – пишут антимонопольные наблюдатели.
В заявлении Apple говорится: "Магазин App Store открыл новые рынки, новые услуги и новые продукты, которые еще дюжину лет назад были немыслимы, и разработчики стали главными бенефициарами этой экосистемы. Только в прошлом году в США магазин App Store помог выручить 138 миллиардов долларов США, причём более 85 % этой суммы приходится исключительно на сторонних разработчиков."
Google
Google имеет монополию на общие рынки онлайн-поиска и поисковой рекламы, заключили антимонопольщики.
В нем доминирующее положение Google описывается как работа "в качестве экосистемы взаимосвязанных монополий". Связывая различные сервисы с обширными пользовательскими данными, Google способен усилить свое доминирующее положение, говорится в докладе.
Утверждается, что Google удалось сохранить свое доминирующее положение с высокими барьерами для входа, включая предустановку по умолчанию во многих браузерах и устройствах. Она также сохранила свою монополию в поиске "через ряд антиконкурентных практик", согласно докладу.
Компания Google якобы "размывает различие между платной рекламой и органическими результатами". "В результате такой тактики Google, похоже, выкачивает трафик из остальной части сети, в то время как организации, стремящиеся охватить пользователей, должны платить постоянно растущие суммы за рекламу", – говорится в отчёте. "Многие участники рынка сравнивали Google с привратником, который вымогает у пользователей доступ к своему критическому каналу распространения, даже если его поисковая страница показывает пользователям менее релевантные результаты".
В отчете также утверждается, что Google использовала "антиконкурентные контракты" для сохранения своей монопольной власти в поисковых системах. Например, согласно документам, рассмотренным сотрудниками подкомитета, производители смартфонов должны будут предварительно устанавливать приложения Google и предоставлять им статус по умолчанию. Авторы утверждают, что такой статус наносит ущерб конкурентам на рынках поисковых систем и приложений. Возможно, Google снова будет стремиться сохранить свою монополию по мере того, как мобильная голосовая связь станет более популярной для поиска.
Facebook обвиняют в монополии на рынках онлайн-рекламы и социальных сетей, говорится в докладе.
Одно удивительное открытие в ходе расследования было связано с приобретением Facebook компании Instagram (запрещена в РФ). По словам советника антимонопольного подкомитета, документы, описывающие прогнозируемый рост Instagram незадолго до его приобретения Facebook за $1 млрд. в 2012 году, описывают картину быстрорастущей компании, а не слабого конкурента.
Поэтому антимонопольные наблюдатели предположили, что Facebook купил Instagram для того лишь, чтобы избавиться от растущего конкурента. Бывшие сотрудники Instagram также признались, что Цукерберг призвал вновь приобретенный стартап не конкурировать с Facebook – это был "сговор в рамках внутренней монополии".
В рекомендациях сотрудников демократического большинства будет учтена обеспокоенность тем, что доминирующие компании могут заниматься поглощениями конкурентов. "Facebook – это американская история успеха. Мы конкурируем с широким спектром услуг, которыми пользуются миллионы, а то и миллиарды людей", – заявил в своем заявлении представитель Facebook. "Приобретения – это часть каждой отрасли промышленности, и только один из способов, которым мы внедряем новые технологии для того, чтобы приносить больше пользы людям".