AMD представила новую архитектуру своих процессоров Zen 3 и линейку чипов на ней — Ryzen 5000. Это, конечно, не революция, но AMD уверяют, что новые процессоры мощнее любых чипов на рынке. Компания позиционирует их как лучшие игровые процессоры. Вообще слово гейминг было произнесено невероятное количество раз. По сравнению со своими же чипами предыдущего поколения, Zen 2, AMD обещает производительность примерно на четверть выше.
Но интереснее, конечно, сравнение с тем, что делают конкуренты. Точнее один конкурент — Intel. Так вот, как и положено на любой такой презентации, сравнивали по массе параметров с топовым Core i9 и превзошли его. Не везде и не всегда ощутимо, но тем не менее. И, разумеется, это внутренние тесты. Когда процессор появится в продаже (довольно скоро, кстати), будут и независимые сравнительные тесты. Другой вопрос, что эффективность (в широком понимании этого слова) архитектуры Zen имеет и вполне объективные проявления – доля AMD на рынке х86 процессоров для компьютеров и ноутбуков (а там всего два поставщика, AMD и Intel) выросла за 4 года в 2 с лишним раза, с 17 до 37%.
Тут играет роль и очевидное технологически-маркетинговое превосходство – нынешние чипы AMD используют более совершенный техпроцесс, 7 нм. Intel пока остановился на отметке 10 нм. Это одна из причин, почему энергопотребление у Ryzen-ов существенно меньше, чем у Core i.
С другой стороны, от AMD ждали уже перехода на следующий уровень, 5 нм, как новые чипы Apple и Qualcomm. Но этот техпроцесс только анонсировали для следующего поколения Ryzen-ов. Что же до цен, то чипы AMD по сравнению с предыдущим поколением подорожали на 50 долларов – самый дешевый из новых процессоров стоит 300 долларов, самый дорогой – 800. В продаже они появятся 5 ноября.
Родственная Google компания Waymo (они входят в один холдинг, Alphabet) запустила свое беспилотное такси в Финиксе, столице штата Аризона, для широкой публики. Впрочем, снова с некоторыми ограничениями. Сначала доступ получат сотрудники, а также те, кто участвовал в программе тестирования. Но обещают за несколько недель аудиторию расширить. Для получения доступа нужно скачать приложение и подать заявку.
Известно, что у Waymo примерно 300-400 автомобилей в Финиксе, но будут ли все они доступны в сервисе беспилотного такси – пока неясно. Компания предупредила, что на вызов может действительно приехать машина без водителя, но в некоторых, выборочно, будет оператор – такие специалисты следят за безопасностью поездки. Часть автомобилей будет ездить без пассажиров в рамках испытаний.
До сих пор беспилотный сервис в Финиксе был доступен только на территории в 50 квадратных миль – это примерно 130 квадратных километров. Для сравнения, это чуть меньше площади Тулы, то есть довольно много. Ну и к нынешнему запуску Waymo шла относительно долго и поэтапно. Тесты начались три года назад, в прошлом году компания показала сервис журналистам и первым пользователям, и вот, наконец, относительно массовый вариант.
Надо сказать, что многое для этого сделали власти штата Аризона – они раньше других разрешили коммерческое использование беспилотных автомобилей без водителя и инженера. Ну и сам город (да и Аризона в целом) располагают. Это пустынные края, то есть довольно комфортный для беспилотника климат: никакого снега и даже дожди не часто. Впрочем, главной тестовой площадкой остается Калифорния, там зарегистрированы, вероятно, вообще все компании, работающие в этом направлении (включая китайские). Есть и более суровые (с точки зрения климата) полигоны. Яндекс, например, обосновался в штате Мичиган.