Вторую российскую вакцину от коронавируса зарегистрируют уже 15 октября. Об этом заявил гендиректор лаборатории "Вектор" Ринат Максютов. Препарат прошел две стадии клинических испытаний, добровольцы чувствуют себя хорошо. Тем временем глава контрразведки США заявил, что Москва пытается помешать разработке американской вакцины от коронавируса.
То ли темы для широкого дискурса в США внезапно исчерпались, то ли слово Россия давно не звучало на английском вкупе со словом "вмешательство", но глава национального центра контрразведки США внезапно заявил – Россия, Китай и Иран пытаются помешать Америке получить вакцину. И даже больше – ее украсть. Но позвольте, как можно украсть то, чего нет.
"Несмотря на все возможности Соединенных Штатов, несмотря на всю их экономическую мощь, вакцины все еще нет, а она им крайне нужна. И поэтому самое легкое, что можно сделать, перевести стрелки на внешнюю угрозу, на внешних противников, на Россию, Китай и Иран, которые дескать мешают Америке создать эту вакцину", – считает Константин Блохин, ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН.
Никаких доказательств, кроме заверений, что разведка располагает всеми данными, США, по уже сложившемуся обычаю, предоставлять не стали. Но зато добавили – в российскую вакцину не верят, и распространять ее на мировом рынке будет затруднительно. Но, видимо, затруднительно будет, именно США наблюдать за тем, как российскую "Спутник V" активно применяют в десятках зарубежных стран.
"Заявления, которые звучат по поводу нашей вакцины, они являются определенным фактором может быть ревности к тому, что сейчас происходит с нашими разработками. В действительности сегодня начинаются масштабные исследования данной вакцины, не только в Российской Федерации, но и за рубежом, вот в частности в Венесуэле и других странах и интерес, конечно является фактором раздражения определенным", – полагает Александр Хохлов, эксперт Российской Академии Наук, заведующий кафедрой клинической фармакологии Ярославского государственного медуниверситета.
И чем больше успехов в российской медицине, тем раздражение сильнее. Только послушайте – эти расстройства даже звучат страшно – внезапные падения, синдром ночного хождения и спонтанный быстрый бег. Прочитав такое в инструкции к препарату, принимать его захочется вряд ли, а меж тем, именно эти побочные эффекты, якобы возникали у пациентов, принимающих японский авиган, аналог российского противовирусного фавипиравира. И якобы – здесь ключевое слово.
Указанные побочные эффекты производители японского препарата связывают именно с гриппом, а не с последствиями его применения. Препараты фавипиравира отечественного производства, зарегистрированные для применения у пациентов с новой коронавирусной инфекцией доказали свою эффективность и безопасность по результатам трех фаз клинических исследований и успешно используются для лечения пациентов с COVID-19", – отметил Алексей Кузнецов, помощник министра здравоохранения РФ.
С опровержением информации выступили и эксперты центра "ФармаКовид", именно на них ссылался ряд СМИ сообщивших о возникновении побочных эффектов. Эту интерпретацию ученые назвали некорректной, ведь в инструкции к авигану черным по белому значится "причинно-следственная связь развития неспецифических моторных нарушений и приема фавипиравира не доказана".
"В первоисточнике, в инструкции авигана, было указано, что моторные нарушения, которые могут привести к падению наблюдались вне зависимости от получаемой терапии и независимо от типа получаемого препарата. Это означает, что в группах, в которых не получали противовирусной терапии или получали другие препараты, не авиган, у пациентов страдающих тяжелыми формами гриппа наблюдались изменения поведения, которые могли привести к падению", – отмечает Елена Якубова, кандидат медицинских наук, медицинский директор компании "Кромис".
В российском исследовании фавипиравира приняли участие 460 пациентов, госпитализированных с COVID-19, ни в одном из случаев подобных нежелательных явлений от приема фавипиравира выявлено не было. Чего не скажешь о регулярном выявлении фейков и дезинформации по поводу всего, что связано с любой перспективной российской разработкой. И как справляться с такими побочными эффектами наука пока не выяснила.