Столицу Киргизии с начала недели захватили уличные беспорядки. Результаты парламентских выборов были оспорены сторонниками насилия. Здания госуправления оказались захвачены и подожжены. Фактически воцарились безвластие и беззаконие. На улицы хлынули толпы взбудораженных людей. Раненых в столкновении уже далеко за тысячу. Есть и первый погибший. В магазины ринулись мародеры, а те, кто столь настойчиво требовал перемен, оказались в ситуации, когда элементарный общественный порядок остается мечтой.
9 октября президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков объявил в столице режим чрезвычайного положения, приказал ввести в город армию: "Ввести на территорию города Бишкек воинские формирования с военной техникой – для организации блокпостов, пресечения вооруженных столкновений, обеспечения охраны правопорядка и защиты мирного населения".
При этом комендантом столицы назначен замминистра внутренних дел Алмазбек Орозалиев. По его указу в Бишкеке вводится комендантский час с девяти вечера до пяти утра. Собрания и митинги запрещены полностью. Алкоголь с шести вечера до девяти утра не продается. Комендатура наделена правом "приостанавливать деятельность политических партий и общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки". До покоя, однако, далеко. Ясности мало.
Несмотря на анонсированный комендантский час, в центре Бишкека снова скопление людей. Правда, настроение принципиально отличается от того, что царило здесь меньше недели назад. Победу празднуют сторонники Садыра Жапарова. Всего пару часов назад парламент утвердил его кандидатуру на должность премьер-министра республики.
Стремительные события минувшей недели сейчас – по ее истечении – в Киргизии предпочитают не называть ни революцией, ни государственным переворотом. Хотя с ног на голову – а потом, как выяснилось позже, обратно – перевернули, кажется, все, что можно.
Поводом стали результаты парламентских выборов. Народный гнев обрушился на провластные партии, одержавшие уверенную победу. Их обвинили в массовом подкупе избирателей.
Шумовые гранаты с одной стороны, коктейли Молотова и булыжники – с другой. И уже через несколько часов "улица" заполнила коридоры власти – протестующие захватили здание Белого дома. Опьяненные успехом, а возможно, и не только им, они принялись строить демократию – в своем понимании. Из здания, где находятся парламент и кабинет главы государства, мародеры выносили буквально все, что плохо лежит, – от офисной техники до мебели.
Протестующие освободили из СИЗО экс-президента страны Алмазбека Атамбаева и еще нескольких членов его команды. На свободу вышел и политик Садыр Жапаров.
В свои неполные 52 года он проделал путь от председателя совхоза до крупного предпринимателя. Избирался в парламент. И уже в статусе депутата боролся за национализацию золотодобывающего предприятия "Кумтор".
В 2013 году после одного из митингов против руководства компании был обвинен в захвате заложников. Бежал из страны. Но в 2017 году вернулся и был приговорен к 11 с половиной годам лишения свободы.
Выражение "занять кресло" в эти дни следовало воспринимать буквально. И не только в Бишкеке. В южной столице городе Ош за один день три раза успел сменится мэр. В конечном итоге свой кабинет отстоял законно избранный градоначальник. Ночью под окнами мэрии уже маршировали сотрудники правоохранительных органов, но лишь чтобы подчеркнуть свою лояльность.
Вообще южная столица в эти дни производила впечатление едва ли не самого спокойного места во всей Киргизии. Центральный базар города Ош. Торговля здесь кипит, а политике есть место разве что в разговорах, да и то только о том, чтобы как можно меньше с ней соприкасаться. Город с историей больше, чем в три тысячи лет, и таким же древним базаром. Здесь и пряности на любой вкус, и изделия ремесленников.
Наиболее политически активные жители все там же – на городской площади. Прямо возле памятника Владимиру Ильичу – конные всадники и юрты. Но то митинг не "против", а "за". Прежде всего за стабильность. Среди митингующих – уважаемые аксакалы и женщины.
С трибуны звучат лозунги за действующего президента Сооронбая Жэенбекова. Акция проходит буквально под самыми окнами городской мэрии, но митингующие рассчитывают, что услышат их прежде всего все-таки в Бишкеке.
Традиционная для Киргизии линия напряжения между севером и югом в этом кризисе уступила место куда более причудливой конфигурации взаимных претензий и закулисных интриг. В столице к этому времени митинги стремительно множатся. Сторонники Жапарова заняли Дом правительства и называют своего лидера премьером. На соседней площади тон задают известные деятели с приставкой "экс": экс-президент Атамбаев и экс-премьеры Бабанов и Сапаров. В скором времени две группы протестующих предсказуемо схлестнулись. В ход снова пошли кулаки, камни и даже оружие. Апофеозом стало покушение на Атамбаева.
Все это время загадкой оставалось, где находится действующий президент Жэенбеков. Его публичная активность свелась к периодическим видеообращениям к нации. Исчезли из поля зрения и те, кто непосредственно отвечает за обеспечение порядка.
На защиту родного города от полного разграбления встали сами жители. Они организовались в добровольные дружины и по ночам патрулировали улицы.
"Подходили толпы по 500 человек. Вооруженные. И всем видом показывали, что если мы испугаемся, то нас порву", – вспоминает один из дружинников.
Не порвали. Силами таких парней город удалось отстоять. А уже к субботе на всю ту же площадь вышли правоохранительные органы. Вышли маршем.
К этому времени на улицах уже появилась тяжелая военная техника. Жэенбеков подписал указ о введении в Бишкеке режима чрезвычайного положения. Страсти если и не утихли, то, по крайней мере, не сразу, но начали смещаться в правовое поле – даже удалось провести заседание парламента.
Только с третьей попытки депутатам парламента удалось собрать кворум. Для этого, правда, заседание пришлось перенести из разгромленного Белого дома в загородную резиденцию – под охраной военной техники.
Да, это был парламент старого созыва – результаты выборов ЦИК аннулировал, да и по кворуму остался ряд вопросов – занять хотя бы половину кресел не получилось. Спасли доверенности отсутствовавших коллег. Но этого хватило для утверждения в кресле премьера Садыра Жапарова.
Представляя свою программу, Жапаров сразу обозначил, что не планирует менять состав правительства в ближайшее время. Возможно, поэтому министры, которые буквально растворились в дни беспорядков, сегодня появились в зале заседания в полном составе.
Зато Жапаров заверил, что уже обсудил с президентом Жэенбековым отставку последнего. Она должна случиться в ближайшие дни. Тогда по закону Киргизии управление государством переходит к спикеру парламента, но и тот сложил полномочия. Следующий в списке – Жапаров. Его пресс-конференция – уже в статусе премьера. Не обошли в ходе и вопрос отношений с Россией.
"Россия является стратегическим партнером Киргизии и останется им", – заверил Жапаров.
А в это время вернувшиеся в город силовики проводят стремительную операцию и задерживают экс-президента Алмазбека Атамбаева. А уголовное дело нового премьер-министра Жапарова теперь направлено на пересмотр. Сторонники Жапарова ликуют. С надеждой на то, что такой стремительный взлет ждет не только их лидера, но и всю республику.