Высылка военного пенсионера Владимира Норвинда из Латвии – это нарушение всех мыслимых норм этики и здравомыслия. Протест в связи с последними событиями выразили общественные организации страны. Ранее с аналогичным заявлением выступило посольство России в Риге. Сейчас экс-глава местного общества ветеранов находится под наблюдением российских медиков.
Подошли с женой к дому, нас ждала машина и два представителя пограничной службы. Спросили фамилию, без объяснения причин приказали сесть в машину. Так началась операция латвийских силовиков по принудительному выдворению Владимира Норвинда.
Как оказалось, 75-летний ветеран по решению Министерства внутренних дел Латвии представляет угрозу национальной безопасности страны.
"… деятельность, нахождение и активность гражданина Российской Федерации Владимира Норвинда в Латвийской Республике создает потенциальную угрозу для государственной безопасности".
На сборы дали пять минут. Ни одежды, ни документов толком взять не успел. Сначала доставили в полицейский участок, потом в центр содержания нелегальных мигрантов на границе, неизвестность и 10 часов ожидания. Пенсионер не выдержал – понадобилась помощь врачей. Его сутки откачивали медики буквально под конвоем. Всю ночь в палате пробыл полицейский.
Владимир Норвинд прожил в Риге 45 лет. Он полковник в отставке, прошел Афганистан, был ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, инвалид второй группы. Но для латвийский властей – персона нон-грата и так называемый опасный элемент. После суток на больничной койке, еще и в тяжелом состоянии, пенсионера депортировали.
Карета скорой помощи и врачи встречали Норвинда по другую сторону границы. Его срочно отправили в Военно–медицинскую академию в Санкт-Петербурге. Сейчас он проходит медицинское обследование. В связи с инцидентом посольство России в Риге уже выразило решительный протест.
"С нарушением всех мыслимых норм этики и здравомыслия пожилой человек, страдающий серьезными хроническими заболеваниями, несмотря на резкое ухудшение состояния здоровья в ходе процедуры депортации, был выдворен из Латвии. Данный вопиющий инцидент, безусловно, будет иметь негативные последствия в контексте российско-латвийских отношений".
Формальным основанием для депортации послужило аннулирование вида на жительство, но реальных причин не было. Более того, решение латвийских властей не вписывается в нормы права. Нарушена Европейская конвенция, российско–латвийское соглашение 1994 года, по которому военные пенсионеры, проживающие в республике, не могут быть выдворены, заявляют адвокаты.
"Является не только грубым нарушением Европейской конвенции по правам человека статьи 8 "Незаконное вмешательство в личную жизнь", но и целого ряда международных обязательств Латвийской республики. Но когда хочется показать силу, когда хочется показать власть, то должностные лица в Латвии идут на грубые нарушения и своего законодательства, и международных норм. Вот такая ситуация беспредела", – говорит адвокат Михаил Иоффе.
Последние 25 лет Норвинд в Риге активно занимался общественной деятельностью – руководил славянским культурным центром "Гармонь", был председателем латвийского общества военных ветеранов. Крупная организация – несколько тысяч участников, имела 22 представительства по стране.
"Он обычно ставил концерты на 9 мая, руководил большим ансамблем. Наверное, его выдворили за то, что во время этих концертов ставил исполнение песни "Победа", другие советские песни. Обвинить его в чем-то у властей не было никаких оснований", – говорит правозащитник Александр Гапоненко.
Организация не преследовала каких-либо политических целей. Исключительно охрана истории и традиций. На ежегодные членские взносы помогали нуждающимся ветеранам, покупали цветы к памятным датам, чтили тех, кто погиб в Великую Отечественную войну. Нападки начались год назад – сначала налоговая проверка.
"С пяти евро, которые мы приносим. Цветы покупаем. Представьте, на каждый цветочек – документ, что вы его купили, и с него должны заплатить налог. Таким образом нам насчитали 11 тысяч евро. Мы должны заплатить, иначе нас завтра разгонят", – говорит Владимир Норвинд.
Заплатили, но агрессия продолжилась. Безосновательная и незаконная, как считает сам Норвинд. Сейчас ему запрещен въезд в страну на неопределенный срок. В Риге осталась его семья. В ближайшее время адвокаты ветерана собираются обжаловать решение министерства внутренних дел Латвии в Европейском суде по правам человека.