Тема:

Ситуация в Белоруссии 3 месяца назад

Ситуация в Белоруссии: Лукашенко готов идти на компромисс с оппозицией

Александр Лукашенко заявил, что готов поделиться президентскими полномочиями с другими властными институтами Белоруссии. Это решение он озвучил после встречи в минском СИЗО с лидерами оппозиции.

Александр Лукашенко готов поделиться полномочиями. Об этом президент Белоруссии заявил на совещании по налогам. Какими именно – не уточнил. Но, по словам политологов, перераспределение власти – один из ключевых пунктов будущей конституционной реформы. Её белорусский лидер обсудил в эти выходные с представителями оппозиции, с которыми встретился в минском СИЗО.

Строго говоря – вопрос вроде бы вне повестки: на встрече с первым вице-премьером и профильными министрами президент Белоруссии планировал заслушать доклад о развитии национальной налоговой системы. Но Александр Лукашенко заговорил о системе госуправления – той самой конституционной реформе, которая предполагает перераспределение власти в стране.

"Поскольку в последнее время много говорят о перераспределении полномочий, ну, явно кому-то их не хватает, а в основном, это правильно, правительство надо догружать, другие структуры и органы власти надо догружать, снимать с президента несвойственные вопросы. Недавно записку я получил. Предлагается 71 полномочие, если можно так сказать, перенести от президента на все уровни власти", – заявил Александр Лукашенко, президент Белоруссии.

От каких именно полномочий белорусский президент готов отказаться – и кому планирует их передать, цитируя Александра Лукашенко, "отдельная тема разговора". Но уже очевидно, что конституционная реформа, пусть официально Минском и не объявленная, все-таки началась. И именно перераспределение власти, судя по всему, станет ее главным смыслом.

"Конституционная реформа последних месяцев, которая обсуждается, будет связана с перераспределением полномочий президента на уровень местного самоуправления, на уровень областей, на уровень правительства, парламента. Не исключаю даже такой вариант, что президента может избирать и парламент будущий, такой вариант тоже обсуждается. Есть и еще один вариант, когда Белорусское народное собрание может быть, и это Собрание наделят какими-то полномочиями, вплоть до избрания президента страны, как, например, в Китае, где Всекитайское народное собрание избирает лидера", – считает Дмитрий Болкунец, политолог.

Тот факт, что обсуждать конституционные изменения в стране президент Белоруссии готов со всеми, в том числе, с политическими оппонентами, стал очевиден в минувшую субботу. Когда Александр Лукашенко приехал в следственный изолятор белорусского КГБ. На встречу с остающимися под стражей представителями оппозиции. Для которых этот визит, как утверждает телеканал "Беларусь 1", стал полной неожиданностью.

"Страна живет под лозунгом: "Даешь диалог". Я подумал о том, что, исходя из упреков ваших сторонников, что самые радикальные предложения по всем вопросам не раз зацикливались только на конституции. Половина, насколько я понимаю, здесь юристы. И прекрасно понимают, что Конституцию на улице не напишешь. Я на это смотрю шире. Мы пытались убедить не только ваших сторонников, но и все общество в том, что на проблему надо смотреть шире", – заявил Александр Лукашенко, президент Белоруссии.

О чем именно говорили на этой встрече, а продолжалась она около четырех с половиной часов, почти неизвестно: как уточняет государственное телевидение Белоруссии, подробности оставили конфиденциальными. И это – общее решение участников разговора. Среди которых – и экс-кандидат в президенты страны Виктор Бабарико, и его сын Эдуард, и член президиума Координационного Совета оппозиции Лилия Власова.

Некоторые издания писали, что среди присутствующих якобы был даже Сергей Тихановский, супруга которого Светлана нынче гастролирует по Европе с политическими воззваниями. Впрочем, на обнародованных кадрах разглядеть его не удалось.

"Здесь президент, придя, это логика будущего, логика конституционной реформы. Почему: он, переступив через статусные вещи, еще через какие-то, стал разговаривать с теми людьми, которые все-таки представляют какую-то политическую часть общества. А дальше: почему, как, мы должны смотреть состав этих участников и, самое важное, если это часть системы, следить за следующими шагами. Совершенно очевидно, что у власти есть какой-то план", – считает Вадим Гигин, секретарь Союза журналистов Белоруссии, кандидат исторических наук.

И следующие шаги – не заставили себя ждать. После встречи с президентом прошло чуть более суток – и сразу двум ее участникам изменили меру пресечения. Бизнесмен Дмитрий Рабцевич и политолог Юрий Воскресенский, который уже рассказал, что согласно достигнутым договоренностям, займется подготовкой альтернативных предложений по изменению белорусской Конституции.

"Сам диалог, сам визит президента, наверное, это ядерный взрыв, ядерная бомба в сфере общественного мнения. То есть явившись в СИЗО, он показал, что человек мужественный, сильный, готов держать удар. Вы, наверное, знаете, что никакой цензуры на встрече не было, никаких посторонних лиц на встрече не было. И она была очень горячая и очень откровенная", – отметил Юрий Воскресенский, политолог, координатор Объединенного штаба оппозиции.

И каким бы откровенным и острым он ни был, главное, как говорят участники, – что диалог состоялся. Прямой, открытый – и, судя по всему, не последний. Цитируя Александра Лукашенко, "ждите: будет еще интереснее".