Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков уйдет в отставку после новых парламентских выборов. Об этом 14 октября объявила пресс-служба главы республики после того, как завершилась его встреча с новым премьером Садыром Жапаровым. Сам Жапаров заявил, что переговоры продолжатся завтра. Глава правительства настаивает на немедленном уходе президента, Жээнбеков считает, что это приведет к непредсказуемому развитию событий.
Массовые собрания в режиме ЧП запрещены, но в Бишкеке снова – впервые за четыре дня – митинг. Сотни человек и те же, что неделю назад, требования: президенту – отставку, креслу премьера – нового хозяина.
Третье заседание парламента в госрезиденции собирают рано утром, чтобы сыграть на опережение. После того, как президент не принял назначения Садыра Жапарова на пост премьера, сторонники последнего вновь позвали людей на улицы. Теперь здесь должны рассмотреть ту же кандидатуру еще раз, пока не дошло до беспорядков.
Но быстро не получается. Спорят о судимости: она у Жапарова не снята, хотя уголовное дело о захвате заложников – на пересмотре. Но кандидат – это компромисс, который устраивает улицу и не вызывает резкого протеста законной власти. Жапаров обещает добиваться отставки президента, не пересматривать соглашения о сотрудничестве с Россией и получает пост премьера. Теперь – законно, к чему и призывал Жээнбеков.
"В целях стабилизации ситуации в стране важно, чтобы все решения были легитимны. Дети должны спокойно ходить в школу и учиться. Мы обязаны создать для этого все условия", – заявил глава государства.
На удаленное обучение детей перевели сразу после первых погромов. Из трехсот учеников школы имени А.П.Чехова сейчас – никого.
Школу курирует "Российский фонд мира", он дал два миллиона на новые серверы, только потому и удалось быстро уйти на удаленку. Государственные киргизские школы с последствиями очередной киргизской революции пытаются совладать своими силами.
Неделя волнений уже обошлась стране в миллиарды сомов. Заморожена работа иностранных инвесторов, сорваны контракты на 210 миллионов долларов.
Ошский рынок Бишкека сейчас мог бы бить рекорды продаж: сухофрукты, курут, лепешки в обширном ассортименте – все дешевле, чем в магазинах. Но покупатель экономит даже тут. Окупать аренду продавцам удается с трудом.
Ущерб в разгромленном Белом доме сейчас считают следователи – они сменили дружинников на проходных. Кроме документов и техники внутри были и музейные экспонаты. Двадцать полотен с национальными мотивами передавали парламенту для украшения Зала церемоний. После погрома порванные картины основоположников киргизской художественной школы находили под сожженными документами и разбитой техникой.
"Это восстановимо. Но у нас в данное время в стране реставрационной службы как таковой нет", – констатировала директор Киргизского национального музея изобразительных искусств Айгуль Мамбетказиева.
Восемь из двадцати картин, скорее всего, уже на черном рынке. Единственном, который от последствий очередной киргизской революции только выиграл.