Тема:

Обмен санкциями 1 час назад

Мы не можем воспринимать их всерьез: в России разочарованы подходом Европы к санкциям из-за Навального

Навязчивое стремление бездоказательно возложить ответственность за ситуацию с блогером Алексеем Навальным на Москву, станет лакмусовой бумажкой для дальнейшего выстраивания отношений в Европой, отметили в МИД России. При этом ответ Москвы на введенные 15 октября санкции Евросоюза будут наилучшим образом соответствовать российским интересам.

Ответ России на санкции, которые 15 октября ввел Евросоюз, будет наилучшим образом соответствовать нашим собственным интересам. Так сегодня в Кремле прокомментировали новые ограничения, назвав их сознательным недружественным шагом. А в российском МИДе напомнили, что навязчивое стремление бездоказательно возложить ответственность за ситуацию с блогером Алексеем Навальным на Москву, станет лакмусовой бумажкой для дальнейшего выстраивания отношений. Европейские лидеры в свою очередь с трудом объясняют, зачем вообще понадобились новые антироссийские ограничения.

Главная сложность для тех, кто разрабатывал эти санкции, – юридическое отсутствие подозреваемых. Международного расследования не было, в России в крови Навального токсинов не нашли, откуда они взялись уже в немецкой клинике Charite – до сих пор остается неясным.

Всего в список вошли шесть человек. Это первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, начальник управления президента по внутренней политике Андрей Ярин. Они включены в санкционный список просто потому, что занимаются вопросами внутренней политики. Директор ФСБ Александр Бортников – без его ведома, как указано в докладе, инцидент с Навальным якобы не мог произойти, но никаких доказательств к этому не прилагается. Полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло провинился перед европейцами только тем, что дело было в Томске.

"Глядя на список тех, кто включен в эти санкции, как физических лиц, так и институт, возникает такое подозрение, что сначала был этот список подготовлен, а потом уже под него искали событие", – отмечает депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок.

В список включены также заместители министра обороны – Павел Попов и Алексей Криворучко. Абзацы про них вообще написаны под копирку, в каждом случае подчеркнуто, что в России только у государственных органов есть доступ к ядам. Что касается самого нервно-паралитического вещества "Новичок", то авторы текста обвиняют Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологий в том, что он не уничтожил его запасы. Хотя сделано это было официально еще в 1990-х годах, что зафиксировано в протоколах. Уничтожение выполнялось под контролем Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). От лица всего Евросоюза санкции решил прокомментировать президент Франции Эммануэль Макрон, который назвал их защитой европейских принципов.

"Мы провели расследования, которые позволили охарактеризовать то, что произошло, эту попытку убийства. Россия – наш сосед. Россия располагается на этом континенте, но мы не уступим, не откажемся от наших принципов и наших устремлений особенно, когда речь идет о химическом оружии", – заявляет президент Франции Эммануэль Макрон.

В Москве уже заявили, что никакой логики в решении Брюсселя о санкциях не просматривается. И действия ЕС не останутся без ответа.

"К нашему сожалению, это – сознательный недружественный шаг в отношении России. В целом решение поставить отношения между Евросоюзом и Москвой в зависимость от человека, которого в Европе считают лидером некоей оппозиции, конечно, ничего, кроме сожаления, не вызывает", – заметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

В России напомнили: на все запросы Берлин либо отвечал молчанием, либо перенаправлял в Гаагу в ту самую ОЗХО, где отсылали обратно в Берлин. Немецкие врачи от общения с омскими коллегами отказались, консула к Навальному тоже не пустили. Но при этом именно российскую сторону немцы обвинили в бездействии.

"Россия должна дать больше пояснений, чем мы слышали до этого. Мы вновь подчеркнули, что такое поведение не может оставаться без последствий, поэтому в ЕС были приняты санкции. Они были приняты очень быстро", – гордится оперативность принятия решения, основания для которого сомнительны, министр иностранных дел Германии Хайко Маас.

"Мы слышим от всех наших партнеров, что самое главное – установить факты. Но беда в том, что факты, которые касаются пребывания Навального на российской территории, и в российском самолете, и в омской больнице. Они хорошо известны, они все нами установлены в той части, в которой мы можем это сделать, потому что ряд фигурантов всей этой истории уехали на Запад, в Великобританию, в Германию, – отметил глава российской дипломатии Сергей Лавров. – Нам их местонахождение неизвестно. Мы просим обеспечить доступ к этим людям. Не находим конструктивного ответа на эти обращения. Пока такие факты не будут предоставлены, все заклинания, которые мы слышим и которые написаны явно одним текстом, которые продвигаются в контактах с нами всеми членами Евросоюза, мы не можем воспринимать всерьез".

О противоречиях и странностях европейской версии в деле Навального говорят и многие в Евросоюзе.

"Мы пытаемся найти логику, – поясняет депутат Европарламента Тьерри Мариани. – Во-первых, когда речь идет о справедливости, то санкции обычно принимают в ответ на доказанный факт. Но ведь нет никаких доказательств! Что доказывает, что отравление заказали российские власти? Для меня это что-то новое, раньше была презумпция невиновности, а теперь мы создаем презумпцию виновности. Расследования нет, санкции надо принять, а потом посмотрим на результат".

Но пока такая позиция не вызывает отклика в руководстве стран ЕС. С заявлением о планах ввести аналогичные санкции против России сегодня выступили также Великобритания и Норвегия. Кроме того, Евросоюз и Великобритания ввели отдельные санкции против российского бизнесмена Евгения Пригожина, обвинив его в поставках оружия в Ливию.

Предприниматель уже отреагировал на это, заявив, что никаких "бизнес-проектов в Ливии" у него нет. Примечательно, что именно сегодня почти полугодовую самоизоляцию прервала британская королева Елизавета II. Она посетила военную лабораторию Портон-Даун и встретилась с учеными и военными, которые были задействованы в инциденте в Солсбери в 2018 году, с которого и началась волна труднообъяснимых и бездоказательных санкций против России.