Ровно полвека назад в этот день произошло событие, которое потрясло Союз. Отец и сын Бразинскасы угнали в Турцию советский самолет, летевший из Батуми в Сухуми. Во время захвата воздушного судна они застрелили бортпроводницу Надежду Курченко, пытавшуюся не пустить террористов в кабину пилотов. Но эта история не только о героизме экипажа, но и о том, что случилось после, когда межгосударственные отношения помешали наказать преступников.
Он взлетел и пошел не на Сухум, а левым разворотом ушел в Турцию. Рейс из Батуми обычно всего полчаса в воздухе, но тогда все пошло трагически нештатно. После взлета мужчина из первого ряда протянул стюардессе конверт – для пилотов. Пранас Бразинскас и его сын Альгирдас требуют лететь в Турцию.
"Она стояла, говорит: "Ребята, нападение, бандиты вооружены". Потом повернулась вот так, и прогремел… Она их не пускала", – вспоминает подруга Надежды Курченко Евдокия Минина.
Про подвиг стюардессы Надежды Курченко снимут фильм. Это был первый угон пассажирского самолета в Советском Союзе. Преступники – отец и сын Бразинскасы, судимый литовский националист и подросток 15-ти лет с расшатанной отцом психикой.
Сестра Надежды Курченко Екатерина вспоминает "Уже много лет спустя многие говорили: "Ну зачем она высунулась? Спряталась бы куда-нибудь, и ничего бы с ней не произошло". Но она по-другому просто не могла поступить". Рассказывая о погибшей сестре, она всегда плачет. За секунды, на которые 19-летняя Надя Курченко задержала террористов, экипаж успел сообщить о захвате на землю.
Бывший в 1970 году бортмехаником самолета Ан-24 Оганез Бабаян рассказывал: "Командир Георгий Чахракия стал создавать болтанку, чтобы сбить его с ног".
Первыми же выстрелами угонщики ранили командира воздушного судна, штурмана и бортинженера, только у второго пилота пуля застряла в металлической спинке кресла. Сейчас уже непонятно, был ли это циничный расчет угонщиков – оставить в живых одного члена экипажа, который бы управлял самолетом, или они потеряли самообладание и стреляли во всех, кого видели на своем пути.
Позже в обшивке Ан-24 насчитают три десятка пробоин от пуль. Экипаж был вынуждены подчиниться, чтобы спасти пассажиров, и самолет взял курс на турецкий Трабзон.
"Действия его были правильные. Если бы он попытался повернуть, прийти сюда, в Сухум, они бы его тоже застрелили, и все бы погибли", уверен сотрудник летного отряда Вячеслав Эшба. Бывший пилот Гранд Алтунян подчеркивает: "Посадили самолет на аэродром, на котором в жизни не бывали они, несмотря на ранение".
И здесь криминальная драма превратилась в политический детектив: Анкара отказалась выдать угонщиков Советскому Союзу. Впервые в мире убийц гражданских пилотов не вернули в страну вылета. "Бандиты совершили преступление на советской земле должны быть возвращены на советскую территорию и предстать перед советским судом", – готовит командир Ан-24 Георгий Чахракия.
Но договориться с Анкарой оказалось невозможно – это было противостояние коллективного "запада" Советскому Союзу. В Турции отец и сын Бразинскасы получили минимальны тюремные сроки. Они просили у Вашингтона статус политбеженцев, получили отказ, но обманом перебрались в США. И снова убийц не выдали. "Я обращалась очень много с просьбой к господину Рейгану, но ответов никаких н было", – говорит Генриетта Курченко, мать погибшей стюардессы.
После этого случая Советский Союз ужесточил стандарты авиабезопасности, первым в мире введя досмотр перед вылетом. Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов отмечает: "Нами были приняты такие меры, которые позволили и ускорили принятие решения западными авиакомпаниями строить такие же системы у себя".
Командир экипажа Георгий Чахракия летать больше не смог. Стюардессу Надежду Курченко посмертно наградили орденом Боевого Красного Знамени, в ее честь назвали улицы и корабли, горные вершины и даже планету.
Что касается семьи преступников, то в 2002 году Альгирдас Бразинскас насмерть забил своего восьмидесятилетнего отца. Его отправили в тюрьму на 16 лет.