В столичном метро решили вернуть машинисток к управлению поездами. Впервые за 40 лет группа студенток села за парты, чтобы освоить эту нелегкую и очень ответственную работу. Что думают по этому поводу сами девушки?
Ей хватило месяца, чтобы разобраться в буксовом подвешивании и колесных тележках. Наталья признается, было непросто.
"Довольно сложно далось именно механическое устройство поезда, по сути это приходилось заучивать", – рассказывает Наталья Москвина.
Наталья – одна из семи студенток московского учебного центра, где впервые начали готовить помощников машиниста из числа девушек. Никаких поблажек и скидок слабому полу. Тем более, что многие девушки зачастую лучше ребят усваивают материал, признаются преподаватели. Но чтобы управлять поездом, нужны не только знания, но и характер.
"Профессиональное качество – выдержка. Многие мужчины не выдерживают, психуют, разворачиваются и уходят. А женщина она всегда выдержанная. Даже если что-то не понимает, она сделает так, чтобы понять и сделать все правильно, как положено", – объясняет Александр Сазонов, преподаватель Лихоборского подразделения Московского учебного центра профессиональных квалификаций ОАО "РЖД".
Дано это не всем и не сразу. Вроде как управлять электричкой несложно: нажал контроллер, свисток и поехал. Но это только кажется. На самом деле от машиниста требуется максимальное внимание и за скоростью, и за состоянием приборов, а самое важное нужно не пропустить платформу.
Симуляторы, VR-шлемы – учат сегодня по-модному, современно. Начинку вагонов студенты исследуют не по картинкам в учебниках, а на полигоне, где есть настоящий электропоезд. Берут в помощники машинистов далеко не всех. Надо не только успешно сдать экзамены, но и пройти строгий медицинский и психологический отбор.
"Профессия помощник машиниста и машинист подразумевает стальные нервы. Обучение длится 24 недели, порядка полугода, в период обучения кандидаты проходят производственную практику на местах в реальных депо и выполняют функцию действующего помощника машиниста", – объясняет Дмитрий Сосновский, преподаватель Лихоборского подразделения Московского учебного центра профессиональных квалификаций ОАО "РЖД".
А вообще дамы и поезда – друзья старые. В конце 30-х годов профессию помощник машиниста исключили из перечня особо опасных для женщин. Так появилась легендарная Зинаида Троицкая – первая в мировой истории девушка на паровозе. Знаменитая Елена Чухнюк, которая с 1938 года управляла тяжелым локомотивом, а в годы войны подвозила на фронт военную технику и уголь. В это тяжелое время многие женщины работали машинистами в метро.
В 80-х годах профессия опять стала исключительно мужской. Девушек к поездам не подпускали. Но в 2019 году вновь все изменилось. Пока единственная, кто сегодня работает по этой специальности – Юлия Юрова. Она помощник машиниста на "Аэроэкспрессе". В 2021 году шорт-лист наверняка станет длиннее.