В России вырос уровень киберпреступности: больше чем на 70% в сравнении с прошлым годом. В МВД это связывают с началом пандемии. Россияне стали чаще проводить время в интернете. Причем на уловки мошенников попадаются не только пенсионеры, но и молодежь. Методы у преступников те же, под разными предлогами выманивают у жертвы личные данные. А дальше дело техники.
Их хоть и называют социальными инженерами, но по факту это обычные мошенники, и в этом году они активны как никогда раньше. Только один Сбербанк сообщает о почти 3 миллионах обращений от клиентов, столкнувшихся с теми, кто очень хотел получить доступ к их персональным данным. Голь на выдумки хитра, истории про попавших в беду родственников, которым срочно необходимы солидные суммы уже не работают, теперь звонящий представляется сотрудником прокуратуры, ведущим дело в отношении работников банка. Задача жертвы в этой нечестной игре не меняется, как можно скорее предоставить всю личную информацию о себе и банковском счете.
"Этот способ не является принципиально новым. Все последующие действия, которые мошенник предпринимает, – попытка убедить человека передать персональные данные, совершить платеж на третий счет. На самом деле уже все банковские организации привыкли к таким звонкам", – говорит начальник отдела по противодействию мошенничеству компании "Инфосистемы Джет" Алексей Сизов.
Банки привыкли и регулярно оповещают своих клиентов. Но зачастую предостережения не работают, ведь мошенники бывают очень убедительны. Январь – июнь 2020 – как раз пик пандемии в России. По данным МВД, именно на этот период и пришелся максимальный рост IT-преступности – почти 92%. Злоумышленники звонили клиентам, предлагая купить тесты на коронавирус, получить солидную компенсацию от государства и даже имитировали звонок от робота Сбербанка.
"В ход идут различные уловки: от заявления о том, что вам положена выплата, нужно всего лишь сообщить, допустим, код из СМС или перечислить куда-то 200 рублей, чтобы вам дали 5000 за это. До обращений от службы судебных приставов с требованием выплатить штраф за нарушение режима самоизоляции", – объясняет технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков.
Но опасность подстерегает пользователей не только во входящих звонках, но и в электронной почте. Весной много людей находили в интернете сайт, очень похожий на портал госуслуг, где есть регистрация, предоставление информации о банковских продуктах. Итог тот же – деньги исчезали со счетов. В группе риска – люди пожилого возраста, они на очень базовом уровне владеют смартфонами и плохо ориентируются в интернете, а потому легко соглашаются передать данные. В то же время на уловки мошенников могут попасться и представители любых других возрастных групп, определяющим для них становится не знание современных технологий, а доверчивость и впечатлительность.
"Есть возможность практически в любом современном смартфоне фильтровать входящие вызовы, вы можете заблокировать или сделать беззвучными звонки от незнакомых номеров. Проще в каком-то смысле технически обезопасить себя, от того, что у вас выведут деньги мошенническим способом, если вы будете хранить маленькие суммы на карточках, а основную часть сбережений на счетах, которые не связаны с картой", – говорит заведующий лабораторией математических проблем компьютерной безопасности на кафедре информационной безопасности факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова Денис Гамаюнов.
Эксперты по ИТ-безопасности также рекомендуют: никогда и никому в принципе не сообщать свои личные данные по телефону, ведь если вам и правда позвонил следователь, судебный пристав или сотрудник банка, он наверняка пожелает встретиться с вами лично. Оставит контактный телефон и направит официальное извещение по почте. То же касается и подозрительных электронных писем: ни их, ни тем более вложенные в них файлы, лучше не открывать.