Роль Турции в конфликте между Азербайджаном и Арменией


AP

За обострением конфликта в Нагорном Карабахе может стоять Турция. Об этом сообщает "Коммерсант" со ссылкой на свои военно-дипломатические источники. По их данным, Анкара могла помогать Баку как поставками оружия, так и отправкой турецких военных специалистов. Более того, по информации "Коммерсанта", именно власти Турции вербуют и отправляют в Карабах боевиков из Сирии и Ливии.

За обострением конфликта в Нагорном Карабахе может стоять Турция. Об этом сообщает "Коммерсант" со ссылкой на свои военно-дипломатические источники. По их данным, Анкара могла помогать Баку как поставками оружия, так и отправкой турецких военных специалистов. Более того, по информации "Коммерсанта", именно власти Турции вербуют и отправляют в Карабах боевиков из Сирии и Ливии.

На словах взаимодействие Анкары и Баку не выходит за пределы взаимной политической поддержки и проведения совместных учений — последние такие маневры как раз прошли в июле-августе этого года. Но вот на деле участие Турции в делах Азербайджана могло оказаться существенно более серьезным.

Как передает издание "Коммерсант", ссылаясь на свои военно-дипломатические источники, по завершении очередных учений на территории Азербайджана якобы осталась значительная группировка вооруженных сил Турции, которая и была призвана сыграть координирующую и направляющую роль в планировании и проведении наступательной операции в Нагорном Карабахе.

Известно минимум о 600 военнослужащих, которые были рассредоточены по Азербайджану следующим образом: 250 человек, тактическая группа и инструкторы, в Нахичевани, 90 военных советников в Баку, 20 человек там же, на военно-морской базе и в военном училище имени Гейдара Алиева; 120 человек летно-технического состава на авиабазе Габала; операторы беспилотников на аэродроме Далляр, инструкторы на аэродроме Евлах и в 4-м армейском корпусе, который расквартирован в районе села Пирекешкюль.

Всех этих людей, если верить источникам "Коммерсанта", разместили в Азербайджане еще в конце августа, то есть примерно за месяц до начала нового обострения в Карабахе.

"Турция была одной страной, которая стимулировала нынешнее обострение конфликта. И дело тут не в том, что Анкара пытается помочь Азербайджану захватить Нагорный Карабах. Дело в самом Нагорном Карабахе. Турция бросает вызов Российской Федерации, оспаривает у России контроль на Кавказе", — отмечает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.

Ну а в разгар боевых действий, начиная с 28 сентября, в Азербайджан дополнительно к ранее прибывшим военным советникам прибыли турецкие командующий сухопутными войсками Умит Дюндар и министр обороны Хулуси Акар. Источники "Коммерсанта" утверждают, что именно они на месте осуществляли общее руководство ходом операции.

"Мы помним, как Эрдоган провозгласил национальную идею "Две страны один народ". Подразумевалось, что Турция и Азербайджан — это единый народ, который в перспективе будет существовать в таком едином государственном формате. Эрдоган неоднократно говорил о своих амбициях возрождения если не Османской империи и не великого Турана (как называлось государство тюрок), то как минимум сильной Турции, которая имела бы свое влияние в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. При этом Кавказ в этой стратегической задаче является ключевым регионом и воротами в остальные геополитические пространства", — разъясняет политолог, руководитель департамента стран СНГ Института политических исследований, директор Института международных отношений Алексей Бычков.

Параллельно Турция непрерывно поставляла в Азербайджан военную технику, стрелковое оружие и не только.

По соцсетям давно уже гуляют десятки видео и фотографий сирийских боевиков из группировок, которые известны как террористические, которые якобы резко сменили район дислокации и отправились воевать на стороне Азербайджана.

Так вот, по информации "Коммерсанта", сирийские, и, кстати, ливийские, радикалы действительно уже в Карабахе. Причем вербуют их турецкие представители из состава лояльных себе группировок. Контроль за переброской наемников якобы осуществляют турецкие разведка и Минобороны. Только за первую неделю октября в зону карабахского конфликта было переброшено до 1300 сирийских боевиков и как минимум одна группа ливийских наемников численностью в 150 человек. Почему столько народу согласились отправиться в совсем незнакомые края, понятно: Анкара готова щедро за это платить.

"Во-первых, Турция пытается минимизировать количество азербайджанских гробов, поскольку сирийские гробы никто считать не будет. Потому что, если Алиев, допустим, не добьется результатов, но потеряет 5-6 тысяч азербайджанских солдат, то к нему будут большие вопросы со стороны азербайджанского населения, чего Турция хочет избежать. Во-вторых, Турция смотрит на боевиков как на элемент контроля над Азербайджаном: они останутся в зоне конфликта скорее всего даже после окончания войны. А в-третьих, Турция использует боевиков для игры против Ирана и Российской Федерации. Боевики находятся возле границ Ирана. А представьте, что будет, если боевик застрелит иранского пограничника! Будет война, и будет восстание азербайджанцев в Иране, потому что всем покажется, что Иран нападает на Азербайджан", — указывает Геворг Мирзаян.

Желающим отправиться на войну в Закавказье вербовщики предлагали "подъемное пособие" в размере 1500 долларов, плюс ежемесячное вознаграждение в размере до 2000 долларов. Перед отправкой в Азербайджан у наемников якобы изымали документы, удостоверяющие личность, и персональные средства связи. Им говорили, что их услуги потребуются на срок от трех месяцев до полугода. Как передает "Коммерсант", к моменту объявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе был сформирован еще один отряд наемников из Сирии численностью в 1500 человек. Он также может быть переброшен в Нагорный Карабах в любой момент.

Заметим, о том, что Турция, вероятно, втянулась в конфликт в регионе сообщил также ряд авторитетных западных изданий, включая The Wall Street Journal и The Washington Post.

О негативном влиянии Турции на события в Карабахе на днях заявляли и власти Франции, как на уровне МИД, так и на уровне непосредственно главы государства.