Тема:

Коронавирус 3 недели назад

Франция будто вернулась во времена Второй мировой

В Европе бушует COVID. Комендантский час введен не только В Берлине и Франкфурте, но еще и во Франции. Десяткам миллионов французов теперь нельзя выйти из дома после девяти вечера.

В Европе бушует COVID. Комендантский час введен не только в Берлине и Франкфурте, но еще и во Франции. Десяткам миллионов французов теперь нельзя выйти из дома после девяти вечера.

Мера, невиданная со времен Второй мировой войны. Парижане даже боятся произносить это словосочетание – комендантский час у многих до сих пор ассоциируется со временем, когда город был оккупирован немцами. Но санитарная тревога вынудила власти пойти на крайние меры.

На улицах – полицейские патрули: 12 тысяч человек проверяют документы. Выходить нельзя, исключений мало: разрешено гулять с собакой в пределах километра от дома, идти в аптеку, на помощь родственнику, совершать неотложное путешествие при наличии билета и работать, если того требует служба.

В своем романе "Триумфальная арка" Эрих Мария Ремарк отправил врача Равика пить кальвадос с русским эмигрантом Морозовым, который работал в ночном клубе. Теперь и клубы закрыты, да и ресторан тоже. На часах – девять вечера, комендантский час вступил в силу, Елисейские поля опустели.

Нашлись и те, кто вышел на протест – с зажженными файерами. Но цифры объясняют многое. Больше 32 тысяч новых случаев, около сотни умерших за день, почти 2 тысячи очагов распространения вируса – это новая тяжелая реальность, в которой приходится жить. В 8 городах и департаментах – тревога максимальная. Макрон пытается сохранять спокойствие. "Мы не потеряли контроль над ситуацией, но ситуация вызывает тревогу и требует новых мер", – заявил он.

Между испанской моделью закрытия отдельного города и немецким вариантом – ограничения передвижения – французы выбрали второе – комендантский час. Разные правила по стране вносят сумятицу и непонимание повсеместно, взять к примеру, север Франции. Граница между двумя департаментами проходит ровно посредине одной из улиц. С этой стороны будет действовать комендантский час, но стоит только перейти дорогу – можно не платить 135 евро штрафа.

Деревушку Бован прикрепили к метрополии Лилль лишь в марте этого года, но правила теперь здесь действует те же, что и в городе, где проживает четверть миллиона человек.

"Люди не понимают таких ограничений, они приходят выпить чашку кофе, а мы им: нельзя, потому что мы – часть метрополии. Но мы далеко от Лилля, все думают, что это Лилль закрыли, но нет. Ну, хорошо, закройте город, но маленькие деревни – это ведь другая история", – говорит владелица одного из местных баров.

Все спортзалы на замке, все места, где можно поесть, за исключением ресторанов, предписали закрыть вне зависимости от того, сколько внутри столиков и какое между ними расстояние. При этом компенсацию и помощь им получить сложно.

В маленьких городках, где больше 5 тысяч человек, вся жизнь обычно сосредоточена вокруг таких же маленьких кафе и баров. Но вот все они закрыты, и создается полное ощущение, что жизнь в этом городке остановилась.

До соседнего Бели-Берсо, который находится уже в другом департаменте, рукой подать – их отделяет друг от друга автомобильный мост, на практике – каких-то 500 метров. Там жизнь, наоборот, кипит, все открыто. При появлении камеры все спешно надевают маски, Молодежь играет в дротики. За барной стойкой пиво льется рекой, алкоголь сокращает дистанцию, но не делает правила более понятными.

"Нужно соблюдать санитарные нормы, но в 500 метрах отсюда все закрыто, а люди должны жить и питаться. Почему мы можем, а они нет? Мне кажется, некоторые меры преувеличены", – сказал один из местных жителей. "Я уже запутался. Правила разные", – жалуется другой.

Мэр Бована Луис-Паскаль Дебаржи показывает нам на карте, где нельзя ходить после 9 вечера, а где начинается тот самый мост, за которым даже маски на улице необязательны. Введенные правила, по его словам, только разделяют общество, потому что наказывают коммерсантов и рестораторов в его городе, давая необоснованные преимущества соседям.

"Поскольку наш президент говорит о войне, использует такой лексикон, как "комендантский час", можно сказать, что это настоящая линия разграничения между свободной зоной и той, что менее свободна, – отметил Дебаржи. – Это граница внутри страны. Я такого никогда в жизни не видел, это трудно понять, а еще труднее исполнить на практике".

Вообще комендантский час придумали в Средние века. В переводе с французского это означала "накройте огонь" – речь тогда шла о том, что надо тушить свечи и камины. Позже мера стала ассоциироваться именно с военными действиями, когда ограничивали передвижение людей. Последний раз во Франции ее вводили в 2005 году, когда горели пригороды Парижа из-за гибели подростков во время полицейской погони. Тогда комендантский час затронул несколько городов. Сегодня же сложная обстановка не оставила других вариантов, как ввести его даже в Париже.