Загадочная история с гибелью морских животных в океане у берегов Камчатки наделала много шума. У серферов, которые в конце сентября ловили волну как раз на месте бедствия, опухли глаза, а на коже высыпало раздражение. Особо нетерпеливые сразу зажужжали, мол, военные загадили побережье Камчатки топливом, и обитатели морских глубин стали массово умирать. И вот ученые Российской академии наук, которые сразу выехали на место массовой гибели животных, огласили свои выводы: военные ни при чем, а причина – цветение микроскопических водорослей-динофлагеллятов. Как выяснилось, явление далеко не редкое и специалистами вполне изученное.
Октябрьский шторм в Авачинском заливе. Нетипично теплая для этого периода погода и вода в океане, а на ней – золотистая пена – это особые микроорганизмы, и их цветение называют "красным приливом".
Чтобы увидеть это уникальное природное явление, нужно отъехать от Петропавловска-Камчатского 30 километров в сторону Халактыкского пляжа, и здесь в лучах солнца можно увидеть, как цветут микроводоросли. И они, как оказалось, могут быть опасны.
Основатель камчатской школы серферов Антон Морозов рассказывает, как почувствовал себя плохо. Пострадали не только люди. В Интернете – видеоролики. Осьминоги, морские ежи, морские звезды, рыба… На некоторых пляжах Авачинского залива действительно находили мертвых морских животных и так называемый бентос – микроорганизмы и водоросли, живущие на дне, были выброшены на берег.
"Донные организмы практически отсутствуют. Те, которые остались живые, они в неадекватном состоянии, не реагируют на физические прикосновения, но на данный момент они живые", – рассказала Дарья Паничева, начальник научного отдела Кроноцкого заповедника.
У ученых Русского географического общества, которые прибыли на Камчатку, – несколько версий: сероводород, вулканическая активность – техногенный выброс – но главная – "красные приливы". Академик РАН Андрей Адрианов выдвинул и доказывает версию микроводорслей-динофлагеллятов, тем более что в 1945-м и в 1973 годах прошлого века советская пресса уже писала о "красных приливах" в Авачинском заливе. От токсического отравления тогда пострадали и даже погибли люди. Употребили в пищу мидии, пораженные сакситоксином, паралитическим ядом, его выделяли как раз микроводоросли. А что же случилось сейчас?
Житель Петропавловска-Камчатского Алексей – океанический рыбак. То, что вода в заливе цветет, Алексей подтверждает.
"Красные приливы" на планете встречаются повсеместно. Китай. Юго-Восточная Азия. Побережья США. Цветущие водоросли высасывают кислород из воды и выделяют токсин, который губителен для всего живого. Гибнут рыба, донные животные, вода становится буквально отравленной. Ожоги, аллергические реакции на коже – похоже на то, что камчатские серферы как раз пострадали от такого воздействия.
В лаборатории Камчатского государственного технического университета. Доктор биологических наук Татьяна Клочкова расшифровывает механизм воздействия токсинов, выделяемых микроводорослями, на человека. Татьяна – ученый-альголог, она всю жизнь изучает водоросли. С Халатыркского пляжа, где пострадали серферы, она лично взяла пробы воды.
"Можно успокоить общественность, и я сама спокойна, потому что моя семья живет на Камчатке: это не техногенные воздействие, не антропогенное – это действительно воздействие микроорганизмов", – подчеркнула Татьяна.
Вообще на Камчатке местные радеют за экологию. Кайтер Владимир сначала поверил слухам из Интернета, особенно в версию про полигоны, якобы химию слили военные, поехал к реке и сам проверил.
Прямо в черте Петропавловска-Камчатского есть нечто удивительное – сивучи. В плохой или отравленной воде эти морские звери жить не будут. Важным экологическим показателем, в том числе и загрязнением воды, в Авачинской бухте являются северные морские львы, которые прямо сейчас здесь греются на солнышке.
Сивучи жирны, сытны и спокойны. Пока им ничего не угрожает. Рыбы в океане вдоволь. Но ученые обеспокоены. Потепление климата спровоцировало возникновение "красного прилива", и исследовать причины этой аномалии нужно как можно быстрее.
Вместе с Алексеем Озеровым, доктором наук, директором Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН, пытаемся рассмотреть версии, в том числе экстремальные. Военные полигоны – к ним тоже были вопросы. Учеными института были взяты пробы воды из рек, впадавших в океан, а реки эти как раз проходят в черте полигона.
"Был проведен анализ воды, который показал, что по этим речкам течет жидкость, которая по ГОСТу относится к питьевой воде. Вы можете набрать кружку и выпить", – заверил Озеров.
На специальном научном судне мы выдвигаемся в Авачинский залив совместно с представителями Greenpeace, российскими учеными, чтобы приблизится к тому месту, где произошел замор, взять там пробы, осмотреть дно и таким образом установить истину или хотя бы понять, почему это произошло.
Профессиональный дайвер Виталий Шикора теперь неделями не вылезает из океана. И сейчас он поднялся с глубины, где осматривал дно. "Все так плохо здесь – жизнь продолжается", – сказал Шикора.
У каждого свой подводный робот-дрон, но на дно их запускают вместе – российские ученые, экологи из Greenpeace и Росприроднадзора. Совместное исследование.
"Не исключается версия с водорослями, с их цветением. Ее отрабатывает огромное количество ученых", – отметил Василий Яблоков, руководитель Камчатской экспедиции Greenpeace.
"Ключевой момент во всем этом – это то, что произошла коллаборация ученых, объединились совершенные разные ведомства, местные и федеральные приехали специалисты, из ДВФО подключились лаборатории", – сказал Петр Шпиленок, директор Кроноцкого заповедника.
Возможно, так интенсивно и пристально и надводный, и подводный мир Камчатки в районе Авачинского залива еще не изучался. Предварительно ученые выяснили: природа частичной гибели донных животных локальна, техногенных факторов нет. Рыба не опасна. Сивучи и другие животные никуда не уплывают, а дайверы Халактыкского пляжа уже готовятся к зимнему сезону.