Какие вызовы ставит перед учеными генетика и биоэтика – эти и другие важные вопросы обсуждают на конференции, которая открылась в Москве. Среди главных тем форума – правовое обеспечение развития подобных технологий в России. Еще одна глобальная задача – выйти в мировые лидеры по генетике в сельском хозяйстве.
Когда за круглым столом врачи, философы и педагоги, разговор получается междисциплинарный. Всероссийская мультимедийная конференция "Биоэтика и генетика: вызовы XXI века" собрала сотни экспертов по всему миру.
"Главное, чтобы развитие науки не раскалывало общество. Развивая генетические технологии, мы подходим к фундаментальным вопросам мироздания. И здесь именно нужно серьезное обсуждение с основой на научные гипотезы и факты. Нам всем важно идти вперед и не тормозить, развиваться на пользу человечеству", – считает министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.
Генетические технологии в медицине – это борьба буквально со всеми заболеваниями: сердечно-сосудистыми, сахарным диабетом, аутоиммунными, конечно, орфанными и даже инфекционными. Важный переход от лечения симптомов к лечению причин.
"Взять спинномышечную атрофию: если проводить генетические тестирование на ранней стадии у новорожденных и сразу назначать и давать современные препараты, которые сейчас только появились, эти дети бы не отличались по развитию от своих сверстников", – говорит генетик Cергей Куцев генети, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова.
Центр Димы Рогачева. Технология CAR-T: из организма пациента извлекают его собственные клетки, учат их распознавать опухоль и возвращают обратно. Живое лекарство. Десять лет назад с лимфобластным лейкозом в России выживали меньше 10 процентов больных детей. Теперь 82 процента. То, что за десятилетие сумели наши медики и ученые, – прорыв.
"Генетика – не очень молодая наука, – отмечает Мария Воронцова, ведущий научный сотрудник Научно-медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава России. – Но последние открытия могут изменить понимание генетики в медицинских целях. И научному сообществу надо понять, что с этим делать, выработать консенсус. Необходимо рассказывать пациентам о таких технологиях, почему польза перевешивает риск".
Есть у России и реальная возможность обойти другие страны, выйти на первое место по разработкам для сельского хозяйства. Санкции стимулировали агрохолдинги вкладывать в генетику на всех этапах: от выращивания корма до выпуска конечного продукта. В США, например, где за каждое направление в животноводстве отвечает отдельная компания, таких возможностей нет. Уникальные проекты по геномной селекции с использованием больших данных и других IТ-инструментов создаются на базе МФТИ.
"Мы еще боимся этого, но уже понимаем, что не можем игнорировать эти технологии, понимая, какой большой потенциал за этим стоит", – говорит Павел Волчков, заведующий Лабораторией геномной инженерии МФТИ.
Ситуация с COVID-19 показала, что мы можем и умеем создавать технологии и стартапы, которые быстро масштабируются в промышленные формы. Генетические технологии меняют качество жизни миллионов людей, и это то, что у нас в России уже происходит.