Владельцы электрических самокатов докатились до суда. Особо мощные двухколесные транспортные средства в ГИБДД приравняли к мопедам. А значит теперь их хозяевам нужно сдавать на права. Ну и, конечно же, соблюдать необходимые правила дорожного движения.
В плотном потоке машин они высматривают тех, кто объезжает пробку на электросамокате. Главный вопрос – какая мощность двигателя?
Если больше 250 ватт, электросамокат приравнивается к мопеду. Такие разъяснения недавно дали в ГИБДД. А значит для езды нужны права.
Мощность – 300 ватт, а прав нет. Молодому человеку теперь грозит штраф до 15 тысяч, плюс оплата эвакуации и штрафстоянки.
По идее, для езды на таких мощных самокатах нужны права категории М. Необходимо сдать теорию, показать свои умения на площадке. На практике, в мотошколах на самокатах никого.
Владельцы самокатов, даже тех, которые способны разгоняться до 100 километров в час, водителями себя считать отказываются. Но водителями их теперь признают в судах. Полтора года лишения прав и штраф 30 тысяч рублей. Просто неудачно взял на прокат электросамокат.
"Нажал кнопку go, он резко у меня дернулся, и, чтобы не улететь на проезжую часть, я стал заваливаться на бок. И упал своим весом на ребенка, который стоял на тротуаре", – рассказывает Рустем Хайрутдинов.
Юридически это наезд на пешехода на мопеде. На самокате из проката была наклейка "350 ватт". Защита теперь строится вокруг того, что фактическая мощность была ниже.
"В нашем случае, экспертиза МАДИ говорит, что на данном самокате 130 – это максимальный показатель, которой им удалось добиться", – поясняет пресс-секретарь компании-каршеринга Юлия Камойных.
Дмитрий Кундухов строит свою защиту по-другому. У него самокат и номинально, и фактически мощнее 250 ватт. Он ни на кого не наезжал, но отказался по просьбе инспектора пройти тестирование на алкоголь.
"Поэтому я и отказался проходить тестирование. Я – пешеход", – поясняет Дмитрий.
Решение за судьей. С одной стороны, разъяснение ГИБДД, где мощные самокаты приравнены к мопедам. С другой – ПДД, в которых термина «электросамокат» нет. А человек на обычном самокате, действительно, считается пешеходом.
"Этот вопрос не урегулирован, поэтому мы вместе с ГАИ подготовили изменение правил дорожного движения, чтобы ввести туда новую категорию: это лица, использующие средства индивидуальной мобильности", – говорит заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко.
Для них собираются прописать и четкие правила: выезжать на дорогу электросамокатам можно только, если на ней ограничение скорости – 60 километров в час. При движении по тротуарам нельзя ехать быстрее 20 километров в час. В случае столкновения с пешеходом именно водитель самоката будет считаться виновным. Сейчас с этим непросто.
"Я переходила по пешеходному переходу. Увидела самокат, когда он уже находился около меня. Почувствовала только толчок и упала", – вспоминает пострадавшая Гузель Хасанова.
Сотрясение мозга, перелом руки и множественные травмы на лице. Водитель самоката с места ДТП просто скрылся. Искать не стали. Или вот страшные кадры: под колесами самоката ребенок. Травмы такие, что мальчик неделю провел в реанимации. Но до суда не дошло: юридически столкнулись два пешехода.
А это двойная трагедия: подросток на самокате выскочил перед мчащимся джипом. Юноша скончался. Водитель машины получил три года колонии. Поправки к ПДД сейчас проходят экспертизу. В Минтрансе надеются, что до их вступления в силу обойдется без новых жертв.