Тема:

Обмен санкциями 7 часов назад

Санкции против России: США продолжают антинаучную войну

В США отказались публиковать статью российских ученых под предлогом санкций. Научное сотрудничество Москвы и Вашингтона деградирует на глазах; травля россиян началась давно.

В США отказались публиковать статью российских ученых. Никаких претензий с научной точки зрения к исследованию не было, но Американский геофизический союз, который принимал решение, свой отказ объяснил тем, что Россия находится под санкциями.

"Рассмотрение работ, финансируемых правительством России и Министерством науки, – невозможно", – формулировка из официального ответа Американского геофизического союза, куда ученые из Института прикладной физики отправили для публикации статью, как делали это уже десятки раз.

"Это научная геофизическая статья. В ней нет ничего подозрительного, что могло бы вызвать такую реакцию, – говорит Александр Литвак, научный руководитель Института прикладной физики Российской академии наук. – Мы десятки статей публикуем в американских журналах, и такого вопроса никогда не возникало. И я думаю, что это не очень умная, – ну, бывают такие сотрудники, – не очень умная инициатива".

Инициатива не только не очень умная, но и вряд ли неожиданная. Научное сотрудничество Москвы и Вашингтона деградирует на глазах, вопреки стараниям самих ученых сохранить наработанные годами связи.

"Началось сначала с финансовых санкций, промышленных, политических, – а теперь мы докатились и до науки. Чего добиваются этим США? Они вырубают нас из научного пространства, – говорит политолог Леонид Крутаков, доцент Финансового университета при правительстве РФ. – Для меня нет ничего удивительного в этом процессе. Цель поставлена, цель – не общее развитие и успех, а развитие под эгидой США и успех под эгидой США. Поэтому они будут добиваться его".

И как бы ни хотелось ученым считать случившееся досадным недоразумением, оснований для оптимизма немного. По причине санкций, например, российским исследователям еще в 2014 году был закрыт доступ в 17 финансируемых Министерством энергетики США национальных лабораторий, где, в частности, ведутся разработки в сфере фундаментальной физики и защиты окружающей среды. Тогда же стало известно, что при попытке опубликовать статью в зарубежном журнале отказы получили сразу несколько ученых-химиков: в издательствах даже не считали нужным объяснить причину.

"В Соединенных Штатах уже публиковались доклады, в которых некоторые американские эксперты, причем авторитетные американские эксперты, ученые, аналитики, специалисты по России, – назывались друзьями, а то и клиентами Кремля. И в отношении них устраивалась общественно-публичная травля. А сейчас это распространилось на область естественно-научных отношений", – рассказывает Дмитрий Суслов, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики.

В 2015-м стало известно о заморозке программы по обмену информацией о стихийных бедствиях. Потом – о закрытии еще целого ряда совместных проектов. О том, что такой подход вредит не столько стране, сколько глобальной науке в целом, американская сторона, судя по всему, предпочитает не думать.

"Наука – это международное явление, это не какая-то прерогатива одной страны. Ученые со всего мира объединяют свои усилия, и это объединение очень важно, потому что ученые в разных странах могут обладать разными компетенциями, разными возможностями. Они могут перепроверять, дополнять друг друга. И так было всегда, – говорит Александр Панчин, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации им. А.А.Харкевича РАН. – Разумеется, исключение какой-то страны из международного научного процесса в каких-либо формах вредно как для ученых той страны, которая будет исключена, так и для всего международного сообщества".

В Институте прикладной физики все-таки рассчитывают исправить ситуацию и планируют обратиться в Национальную академию наук США. Из ответа, судя по всему, и станет ясно, был ли запрет на публикацию простым недоразумением или же еще одним эпизодом в развязанной Вашингтоном антинаучной войне.