"Пятерочка" в Москве открыла магазин без кассиров для всех клиентов. Для входа в торговый зал покупатель должен зарегистрироваться в мобильном приложении "Пятёрочка #налету". Система сформирует динамический QR-код, при сканировании которого перед пользователем откроются двери магазина.
Дальше клиент должен сам отсканировать выбранные товары с помощью того же приложения, а затем оплатить их на кассе самообслуживания или в программе на смартфоне. В магазине действует система специальных датчиков, которые могут контролировать вход-выход и нахождение покупателей в зале. Также на стендах с продуктами установлены электронные ценники для дистанционного обновления информации о товарах.
Действия покупателя контролирует видеокамера и нейросеть. Они отслеживают количество товаров, которые человек взял с полки или положил обратно. Анализ проводится в режиме реального времени и по всем посетителям одновременно. При этом, как отмечается в пресс-релизе, большинство технологических решений в магазине собственной разработка холдинга Х5 Retail Group, в который входят торговые сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель".
Магазин начал свою работы на широкую аудиторию в качестве пилотного проекта. Если он будет успешным, то подобные форматы без кассиров появятся и в других районах Москвы. Первую неделю в магазине будут дежурить ассистенты, которые смогут выдавать маски и перчатки и отвечать на вопросы о формате. В Москве подобный эксперимент уже проводить "Азбука Вкуса" и Metro Cash & Carry. У каждого есть по одному магазину без классических касс и кассиров. Причем у "Азбуки вкуса" он работает уже больше года — с июня 2019-го.
В этом направлении движутся почти все магазины во всем мире и первым на этом поприще был американский ритейлер Amazon. Он с 2018 года развивает магазины Amazon Go, их работа полностью автоматизирована, а за покупками следят камеры установленный под потолком. Система заносит выбранные товары в виртуальный чек, а на выходе из магазина сумма покупки списывается со счета покупателя на Amazon.