1 ноября Михаил Пореченков, Юрий Башмет и Камерный ансамбль "Солисты Москвы" представят в "Зарядье" программу из сочинений самых революционных и прогрессивных художников XX столетия: Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского и поэта Владимира Маяковского.
Владимир Владимирович Маяковский любил музыку, общался с композиторами и имел собственные суждения об их творчестве. Ему, например, меньше нравился Стравинский и очень нравился Прокофьев. "На меня это не производит впечатления. Он числится новатором и возродителем барокко одновременно! – писал поэт в дневниках о Стравинском. – Мне ближе С. Прокофьев – дозаграничного периода. Прокофьев стремительных, грубых маршей".
Известно, что Маяковский нарисовал карандашный портрет Прокофьева с автографом: "Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича", а также подарил Прокофьеву экземпляр поэмы "Война и мир" с подписью: "Председателю земного шара от секции музыки — председатель земного шара от секции поэзии. Прокофьеву — Маяковский".
С Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем Маяковский обсуждал музыку к пьесе "Клоп", которую ему предложил написать постановщик спектакля Всеволод Мейерхольд. Поэт произвела на ДДШ странное впечатление. Маяковский спросил его: "Вы любите пожарные оркестры?". Шостакович ответил, что иногда любит, иногда нет. На что Маяковский заявил, что ему больше нравится музыка пожарных, и что лучше написать к "Клопу" такую музыку, которую играл бы оркестр пожарных.
В следующем разговоре композитор выяснил, что Маяковский любит не только музыку пожарных, но и с огромным удовольствием слушает Листа, Скрябина, Шопена. Просто музыка пожарного оркестра, по его мнению, сильнее всего соответствовала бы первой части комедии.
Что касается произведений Петра Ильича Чайковского – Серенады для струнного оркестра и знаменитого Andante cantabile из Струнного квартета №1 ре мажор в открытиии программы, то они создадут нужную атмосферу для пронзительной и бунтарской поэмы "Облако в штанах". Это то самое гениальное "старое искусство", которому бросает вызов поэт-новатор.
Михаил Пореченков читал "Облако в штанах" Маяковского еще на вступительном экзамене в театральный институт, но лишь с годами понял, как должны звучать со сцены строки великого поэта.
"Многие его не понимают: что это такое ‒ лозунги всякие. Маяковский специально это делает, педалирует, чтобы произвести максимальное впечатление, раздразнить рецепторы зрителя", ‒ говорит актер.