Тема:

Коронавирус 3 недели назад

Анна Попова: всеобщий масочный режим – вынужденная мера. Интервью с Марией Бондаревой

Почему в России введен всеобщий масочный режим, как и где его необходимо соблюдать, велики ли риски ухудшения эпидобстановки? Кто чаще всего заболевает коронавирусом? Обо всем подробно рассказывает главный санитарный врач страны Анна Попова в интервью Марии Бондаревой.

- Анна Юрьевна, здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Спасибо большое, что согласились на интервью в этот важный для всей страны период. Ситуация с коронавирусом во всем мире сейчас ухудшается, и мы в новостях каждый день рассказываем о каких-то новых антирекордах по стране. Что сейчас с коронавирусом в России, как вы можете описать ситуацию?

- Если двумя слова, то ситуация остается напряженной, эпидемиологическая ситуация. Коронавирус занимает свое место в линейке респираторных вирусов сезонных, он и активизировался в осенний сезон, как и многие респираторные вирусы. И это очевидно по ситуации в разных странах северного полушария в первую очередь. И, конечно же, Россия не исключение. Вирус ведет себя одинаково в разных странах мира. Вопрос – в мерах противодействия. Сегодня ситуация напряженная, и меры должны быть адекватными. Эти меры должны приниматься не только государственными органами управления, но и каждым из нас. Тогда мы достигнем определенного эффекта, и ситуацию удастся стабилизировать.

- А какие должны быть меры? Насколько вообще страна сейчас готова к атаке коронавирусной инфекции в плане готовности медиков, разработки протоколов безопасности и так далее?

- Ситуация следующая: вирус имеет инфекционное начало, он передается от человека к человеку, и чем больше будет таких передач, чем больше будет вовлечено людей. Тем больше будет нагрузка на систему здравоохранения, как бы хорошо подготовлена она ни была. Безусловно, коек на все население страны быть не может ни в одной стране, да это и не нужно. Поэтому главное сегодня – избежать заражения. Таким образом мы сохраним места для тех, кто уже сегодня болен, чтобы их лечить системно и качественно, и сохраним свое здоровье. Вот это самое главное для каждого из нас – не увеличить нагрузку на систему здравоохранения. Это ответственность каждого гражданина Российской Федерации. Сделать все – а правила эти несложные, – зависящее от себя самого, чтобы не заболеть. И сделать все, чтобы не заболели люди, которые от тебя зависят – младшие в семье, старшие, которых надо особенно поберечь, и люди с хронической патологией, для которых риск заболеть и риск развития этого заболевания крайне высок.

- Какие меры сейчас необходимы и будут необходимы со стороны Роспотребнадзора, чтобы не допустить распространение коронавируса?

- Со стороны Роспотребнадзора меры, безусловно, определены, и со стороны всего здравоохранения РФ. Все алгоритмы отработаны, они достаточно понятны. То, что возникает вновь, те проблемы и риски, которые сегодня появляются – они не могут не появляться, потому что это в любом случае первая встреча с вирусом в таком формате. Весной это было достаточно ограниченное количество, ограниченное развитие и летний период, когда вирус затих, что, безусловно, сыграло свою роль. Сезонный характер сегодня четко демонстрирует, что у нас идет активизация эпидемиологического процесса во всех субъектах Российской Федерации. Это закономерно для вируса, и реакция должна быть такая же. И главное сегодня, чтобы не вводить какие-то жесткие меры ограничений, это вводить меры, которые не снижают качество жизни, но в определенной степени требуют от нас организованности и самодисциплины. Эти меры для каждого, сегодня ответственность гражданина – она на первом плане.

- Что сейчас говорит статистика в плане заболевших: по возрасту, по профессиональному признаку. Кто больше болеет, кто меньше?

- Несколько поменялась структура заболевших, вы абсолютно правы. К сожалению, в этот процесс вовлечены люди старшего возраста. В эпидемиологии принято считать на 100 тысяч населения данного возраста. Если мы сравниваем, например, заболеваемость среди пожилых или среди детей, или среди работающего населения, то должны брать не абсолютное количество всех людей в этом возрасте, а на 100 тысяч населения количество заболеваний. Вот самые высокие цифры на 100 тысяч населения – это сегодня среди людей старше 60 лет. Недалеко от них ушли люди от 30 до 49 лет. Это активные, вовлеченные, очевидно, те, кто хуже соблюдает требования в части масочного режима. Самые низкие цифры – для детей, ниже, чем у людей старшего возраста. Это если говорить о заболеваемости на 100 тысяч населения. Я хочу сказать, что при опросе опрашиваем всех заболевших, и 85 процентов из них говорят о том, что они нарушали существующие действующие на сегодня правила. Они не носили маски, не мыли руки. И сегодня я могу только сказать слова благодарности тем людям, которые соблюдают эти правила, таким образом заботясь о своем здоровье, о здоровье окружающих и снижая нагрузку на здравоохранение в такой непростой период, как сегодня.

- Как раз говоря о социальной ответственности. В Европе, например, уже многие устали от всех противокоранавирусных мер. Во многих странах проходят митинги. А в России как с социальной ответственностью? Насколько выполняют все предписания Роспотребнадзора – масочно-перчаточный режим и так далее?

- Конечно же, не абсолютно все, что очень жаль, но количество людей, которые соблюдают требования, за последний месяц выросло. И если в начале сентября эти требования соблюдали не больше 40 процентов, то сегодня мы видим, что в транспорте количество людей значительно увеличивается... Количество людей, которые не верят в существование вируса – социологи говорят, что это не больше 10 процентов в нашем обществе. На мой взгляд, это все равно очень высокая цифра.

- А с чем, вы считаете, это связано? Это усталость какая-то?

- Это, знаете, такая форма нигилизма, отрицание всего, и она очень печалит более всего, когда вот таким нигилизмом страдают люди, к чьему мнению прислушиваются, и чей голос слышат многие. И, к сожалению, есть такие наблюдения. Безусловно, когда человек сначала говорит, что ковида нет, он не существует, и через какое-то время заболевает и требует просто невероятного к себе внимания, даже когда болезнь течет не в тяжелой форме. Вирус, к сожалению, есть, он, безусловно, опасен в своем проявлении, и в непрогнозируемости его проявления при заболевании любого из нас – кто-то бессимптомно, кто-то легко, а кто-то очень тяжело. И на старте, – ну мы-то знаем, конечно, группы риска, – но все-таки еще очень много зависит от полученной дозы. Если человек получил большую дозу вируса, то как бы он здоров и молод ни был, он может очень тяжело заболеть. И это опасно. И вот этого нужно сегодня избегать обязательно.

- А есть угроза того, что ситуация ухудшится настолько, что придется вновь возвращаться к каким-то непопулярным мерам безопасности в отношении как населения, так и предприятий? Например, Роспотребнадзор уже какие-то ограничения для ресторанов внес...

- Здесь нужно пояснить: печальное развитие событий может возникнуть, если мы не начнем защищать себя. Требования достаточно мягкие по ношению масок, где-то рекомендуемые в каких-то субъектах, где-то обязательно действуют до сегодняшнего дня. С завтрашнего дня действует постановление Главного государственного санитарного врача, с 28 октября, об обязательном ношении масок в транспорте, в общественных местах и в местах массового скопления людей, там, где собирается более 50 человек – это определено законом Российской Федерации. Наступает период, когда это делать обязательно, независимо от желания человека, и может наступить ответственность. Это обязательно нужно было сделать, и мы это сделали, потому что риски развития ситуации – вы об этом сейчас спросили – есть, ухудшение ситуации есть, если мы не начнем исполнять все те требования, которые есть. А все остальные позиции по ограничению, изложенные в постановлении, это рекомендованные субъектам Российской Федерации ограничения в зависимости от эпидемиологической ситуации в каждом регионе. В значительной части регионов идет рост заболеваемости, и эти требования должны быть реализованы.

- А чем была вызвана необходимость вот такого предписания, как ужесточение масочно-перчаточного режима в общественных местах. То есть, это для того, чтобы ситуация не ухудшилась, или это из-за того, что действительно она сейчас плохая, и как-то надо нивелировать?

- Это сезонный подъем... Вирус активен и очень активен. И если мы не научимся ему противостоять... Меры несложные, но они безусловно работают – когда мы ходим в маске, когда мы держим в чистоте руки, когда мы не посещаем без нужды массовые мероприятия, в которых нет необходимости сегодня, не встречаемся с большим количеством людей, держим социальную дистанцию. Эти правила несложные, но они позволяют прервать путь распространения вируса. И вот когда у нас коэффициент распространения, мы уже все знаем, что это такое, станет меньше единицы, а он стал больше буквально две недели назад, больше единицы или равен единице, значит, каждый заболевший еще кого-то заражает до момента его изоляции. Следовательно, ситуация осложняется, количество заболевших и инфицированных увеличивается. Статистика показывает, что это именно так. Для того чтобы прервать распространение вируса, вводятся новые требования, но на мой взгляд они не являются жесткими. Это не ужесточение – это обязательность соблюдения этих правил.

- Эти предписания обязательные, или это рекомендации?

- Это не рекомендации. Носить маски с 28 числа обязательно для всех в транспорте, в общественных местах закрытых, в лифтах, в закрытых помещениях, на парковках и при общении на улице, если людей собирается более 50 человек.

- Вот в Италии очень много говорили про приобретенный коллективный иммунитет, и сейчас мы видим, что там опять опасная ситуация, вторая волна. Получается, коллективный иммунитет в ситуации с коронавирусом не помогает?

- Помогает, безусловно. Вопрос уровня этого коллективного иммунитета. Для каждой инфекции может быть свой уровень в зависимости от возможности распространения того или иного вируса. Совершенно очевидно, что у этого вируса уровень не такой же, как для вируса гриппа. Нужно, чтобы 60 процентов населения популяции были защищены. Но если для профилактики гриппа мы прививаемся, не допуская болезни, и это очень важно... Я бы хотела отвлечься и сказать, что как раз самое время сегодня привиться против гриппа. Вакцина в субъектах есть, и сегодня самое-самое время сделать прививку, чтобы потом не было объединения двух инфекций. То вот для коронавируса пока мы только приступаем к вакцинации, и конечно же, популяционный иммунитете сработает, но сейчас первый сезон, когда вирус распространяется на планете, и защищенных иммунных людей еще очень и очень мало.

- Как вы оцениваете такие меры, как карантин и самоизоляция, насколько они эффективны в борьбе с коронавирусом?

- Они, безусловно, эффективны, и самоизоляция – это и сегодня используемая мера для тех людей, которые были в контакте с больным. Они сегодня самоизолируются на 14 дней для того, чтобы не распространять инфекцию дальше. И у нас есть видные политики и государственные деятели, которые совершенно ответственно относятся к здоровью окружающих и говорят: да, у меня был контакт, я самоизолируюсь, и это прерывает дальнейшую цепочку. Именно это и нужно делать. И карантин как мера в таких коллективах сегодня тоже работает. То есть, когда мы видим, что есть несколько случаев в каком-то коллективе, то коллектив отправляется на карантин. Это тоже мера профилактики как и при целом ряде других инфекционных болезней.

- Что касается вакцин... Когда может начаться уже массовая вакцинация?

- Сейчас налажено производство, продолжается наращивание объемов. Конечно, все правила по соблюдению безопасности вакцин, каждая серия должна пройти определенные этапы, обеспечивающие безопасность каждой серии. На это тоже уходит время. Я думаю, что нам осталось ждать недолго.

- А в чем особенность вакцин, на ваш взгляд?

- У нас несколько вакцин сегодня три вакцины, они разные. И вот недавно зарегистрированная вакцина научного центра "Вектор"... Она синтетическая, она не имеет натурального белка и поэтому очень хорошо подходит для тех, у кого аллергия, у кого есть сопутствующие заболевания, для людей пожилого возраста. Она не вызывает каких-то реакций после введения, кроме реакции ответа иммунитета и выработки антител.

- А можно считать вакцину панацеей от коронавируса? То есть, привился – и можно ни о чем не беспокоиться?

- Вы знаете, вакцина – это очень мощный инструмент противодействия распространению, все вакцины. И вакцина против кори, против коклюша, паротита, то есть, свинки, дифтерии, столбняка, полиомиелита... Но нужно всегда помнить, что все вакцины дают защиту от тяжелых форм заболеваний и от крайне опасного течения, который может вирус вызвать. Но очень многие вакцины, в первую очередь, вакцины против гриппа, не защищают от встречи с вирусом и от каких-то проявлений заболевания. И поэтому надо совершенно осознанно подходить и к сегодняшним вакцинам всем. Точно нельзя рассчитывать, что "вот я привьюсь – и больше никогда не заболею той или иной болезнью". Нужно все равно защищать себя, нужно беречься. Потому что вакцина защищает от тяжелого развития заболевания. Но ни одна вакцина и ни один производитель не гарантирует, что при встрече с вирусом, особенно если у вас ослабленный иммунитет, если вы вели неправильный образ жизни или вы перенесли какую-то другую респираторную инфекцию, ослабленный иммунитет после встречи с вирусом не отреагирует легкой формой болезни. Это так и есть, и к этому надо быть готовым. Но в каждой болезни страшно осложнения, и мы уже забыли те времена, и это очень хорошо, когда дети погибали от кори. Была очень высокая летальность, погибали, были инвалидами... И дети могут встретиться, и взрослые могут встретиться и дать легкую форму, но избежать тяжелых осложнений. Это главная задача вакцинации.

- Я так понимаю, что вы и все сотрудники Роспотребнадзора сделали вакцину?

- Нет, мы сделали прививку против гриппа, мы делаем ее каждый год. В это здание приходят врачи и прививают нас от гриппа. А вот от коронавируса привита я пока одна в Роспотребнадзоре и Татьяна Алексеевна Голикова. Именно вакциной "Вектора" для того, чтобы определить на себе ощущения, переносимость и эффективность. Ну вот, антитела есть, переносимость прекрасная.

- Давайте еще о мерах Роспотребнадзора поговорим. Бизнес сейчас много жалуется на частоту проверок, невыполнимость некоторых предписаний Роспотребнадзора. Насколько тщательно вырабатываются требования и учитываются особенности каких-то отраслей, какого-то бизнеса?

- Я бы с вами не согласилась в том, что они очень часто жалуются. Мы создали первый вариант всех рекомендаций, когда о выходе из зоны ограничений еще не было речи. В мае мы очень плотно работали с бизнесом, дорабатывая, когда наступил момент уже в конце мая, в июне выхода из режима ограничений. У нас в принципе все было выверено. И сегодня большая работа ведется в правительстве по взаимодействию с бизнесом и по поддержке бизнеса, и совершенно недавно совещание в правительстве показало, что каких-то к нам вопросов и замечаний нет, кроме слов благодарности. Это очень приятно для моих коллег. Но мы предложили бизнесу организовать внутренний контроль, чтобы не мы контролировали бизнес, а бизнес сам организовал для того, чтобы навести порядок в своих рядах. Потому что в каждой отрасли из-за чьих-то нарушений может страдать вся отрасль. Сейчас мяч на стороне бизнеса, который вырабатывает алгоритм действия внутри себя для того, чтобы предотвратить распространение заболеваний и не вызвать каких-то новых ограничений.

- Это успешные меры?

- Я надеюсь, что это будут очень успешные.

- А как сработали протоколы безопасности на местах, в регионах?

- На мой взгляд, очень хорошо. Потому что у нас вспышек заболеваемости на объектах, которые работали и в апреле, и в мае, и весь этот период на больших предприятиях. При исполнении требований люди защищены и не болеют.

- Что сейчас происходит в школах? Какая ситуация, насколько соответствуют меры безопасности?

- Я еще раз скажу о том, что уровень заболеваемости на 100 тысяч населения в данной возрастной группе – среди школьников – самый низкий из всех возрастных групп в Российской Федерации. Меры, которые были отработаны, они абсолютно четко защищают детей: ограничение коллектива одним классом, разница по времени начала занятий, разница по времени в переменах, питание в столовой, то есть, все возможные способы для того, чтобы дети были изолированы, класс от класса. Они сегодня на самом деле работают, и проблем в образовательном процессе и в состоянии здоровья детей на сегодняшний день вы не видим.

- Что касается учеников младших классов или детей, которые в детском саду занимаются, как вот мои, например... Ждет ли их какой-то режим удаленки или каникулы?

- На сегодняшний день этот вопрос не рассматривается. Оснований эпидемиологических для того, чтобы разобщать маленьких детей, о которых вы говорите, нет. Главное, чтобы взрослые, которые вместе с ними в детском саду или в школе, соблюдали все правила, и тогда мы будем уверены в том, что здоровы не только дети, но и взрослые, которые рядом с ними. Но вместе с тем я хочу еще раз обратить внимание: у нас растет количество острых респираторных инфекций, и если у нас приостанавливаются действия каких-то классов, то, в первую очередь, за счет того, что острые респираторно-вирусные инфекции приходят, и вот здесь родителям надо очень внимательно смотреть за состоянием здоровья детей. Потому что у нас и аденовирусы, и вирусы парагриппа, и риновирусы уже циркулируются и встречаются... Ни в коем случае нельзя не допустить, чтобы ребенок нездоровый, больной, недомогающий шел в детский сад или в школу. Вот это главное! Сегодня этого допустить никак нельзя. Но это касается и взрослых.

- Последний вопрос, резюмирующий, который интересует, наверное, любого человека: что нам ждать, что нам всем делать, чего бояться?

- Бояться развития ситуации, но точно понимать, что это развитие будет зависеть только от нас самих: или это будет увеличение количества заболевших, если мы не будем беречь свое здоровье, или это будет снижение количества заболевших и распространения, если каждый из нас будет четко следовать всем тем рекомендациям, которые есть, и беречь свое здоровье. Вокруг нас значительное количество людей, которые за девять месяцев этого года уберегли себя и своих близких и не встретились с инфекцией, если они соблюдали все требования. Вот именно так и нужно делать. Я хочу сегодня только таким людям сказать спасибо за то, что они ограничивали себя несколько, требуя от себя больше, чем обычно, постоянно держа под контролем свои действия, не забывая надевать маску, защищая себя, своих близких и сохраняя здоровье в целом обществу, и силы нашей системы здравоохранения. Я очень желаю всем быть здоровым и сегодня не забывать о тех правилах, которые для сегодняшнего дня абсолютно обязательны.

- В общем, та социальная ответственность, про которую мы с вами как раз говорили. Спасибо вам большое.