"Вряд ли поможет преодолеть продвинутую стадию COVID-19" – цитата из заявления американской компании Eli Lilly, которая объявила о решении прекратить испытания экспериментального лекарства от коронавируса.
Речь о так называемом антивирусном коктейле, созданном на основе антител. Считался очень перспективным и даже в свое время рекламировался Дональдом Трампом.
Однако, сейчас разработчики вынуждены признать – тяжелым пациентам технология не принесла существенного облегчения, да и вообще не дала каких-либо значительных результатов. Так что участникам исследований в американских больницах препарат больше давать не будут. За остальными – пока собираются наблюдать, хотя несколько недель назад в компании уже говорили о потенциальных проблемах с безопасностью.
На новость первыми отреагировали биржи: на Нью-Йорской – акции фармацевтической кампании уже упали на пять процентов. Впрочем, сомнения теперь гложат не только финансовых аналитиков, но и всех, кто так или иначе рассчитывал на перспективное лечение против ковида. В рамках которого различные эксперименты с антителами идут чуть ли не на первом месте. А стоит ли сомневаться и ждать эффекта домино?
Столько рекламы, столько надежд... и все впустую! В течение всего октября представители компании "Илай Лилли" буквально не покидали телеэфиров – активно раздавали интервью о том, как их лекарство всех спасет. И даже потребовали от американского управления по санитарному надзору выдать им особое – экстренное – разрешение на использование.
"Мы пошли на такой шаг, поскольку, по нашему мнению, безопасность препарата доказана. Равно, как и его эффективность в случаях с пациентами в группах риска – это пожилые люди и люди с ожирением. Это выражается не только в общем улучшении состояния и снижении вирусной нагрузки, но и в снижении количества госпитализаций", – вдохновенно вещал Дэйв Рикс, руководитель компании "Eli Lilly & Co."
К рекламной кампании ухитрились подключить даже президента Трампа! Который сам недавно перенес коронавирус. И лечился, в том числе – похожими технологиями. Ему тоже вводили антитела.
"Эти препараты, вроде "Илай Лилли" и других – они потрясающие. Их называют терапевтическими средствами, но мне они помогли, так что, на мой взгляд, их нужно называть лекарствами", – уверял Дональд Трамп, президент США.
Но – фиаско: сначала исследования пришлось поставить на паузу. А теперь – вовсе прекратить. Изучив работу корпорации, независимые эксперты пришли к выводу: метод не действует!
Технология следующая: в организм зараженного человека вводят антитела. Но не естественного происхождения, а искусственно созданные с помощью генной инженерии! Эти иммуноглобулины G запрограммированы реагировать на спайк-белок САРС-КОВ-2 и буквально "выключать" вирус. Почему не сработало в данном случае? А и не должно было, объясняют эксперты. Ошибкой было именно то, что компания пыталась антителами лечить тяжелобольных пациентов.
"Что касается тяжелых больных, это поздняя стадия, то там антитела уже помочь не могут. Потому что уже возникли паталогические процессы в организме, которые вирус запустил, но уже в них не участвует. И уже бесполезно на этом этапе его нейтрализовать", – считает Анатолий Альтштейн, вирусолог, доктор медицинских наук.
В таком варианте метод может проявить эффективность на ранних стадиях болезни, когда вирус удалось быстро обнаружить, и он только начал захватывать организм. Однако, это сильно ограничивает область применения технологии.
Но крест на самой идее специалисты призывают не ставить. Ведь иммуноглобулины все равно могут помогать тяжелобольным пациентам. Если борются не с вирусом, а с его последствиями. Например, известно, что с их помощью можно гасить цитокиновый шторм. Так называют чрезвычайно мощную реакцию иммунной системы на заражение ковидом, которая сама может убить пациента.
"Дискредитирует ли это такой подход? Нет, не дискредитирует. Потому что есть просто другие препараты, которые делают антитела. Есть и другие центры, другие производители. Можем ли мы сейчас считать такое лечение перспективным? Ну, оно по-прежнему остается перспективным. Но это не лечение, которое в рутинной клинической практике должно применяться", – считает Николай Крючков, врач-иммунолог.
Фарм-гигант уже заявил: свое детище не бросит и продолжит изучать влияние иммуноглобулинов хотя бы на больных с легкими формами ковида. Однако, из гонки лекарств, компания, очевидно, уже выбывает.