Зависимость от поставок катализаторов процессов нефтепереработки из-за рубежа остается в прошлом. Один из крупнейших в стране – Сызранский нефтеперерабатывающий завод приступил к промышленной эксплуатации новой разработки российских специалистов компании "Роснефть".
"В моих руках новый катализатор отечественного производства – фирмы РН-КАТ – вот так он выглядит – был загружен в реактора установки гидроочистки вакуумного газойля 24-8 в октябре этого года и на данный момент себя показывает не хуже импортных аналогов", – говорит Начальник установки Л-24/8с АО "Сызранский НПЗ" Антон Петай.
В процессе нефтепереработки нефть разделяется на фракции – легкие и тяжелые, каждая из которых подвергается дальнейшей переработке и очистке. Чем тяжелее фракция, тем больше серы. Если ее не удалить – она попадет в топливо и двигатель автомобиля. Задача катализаторов гидроочистки нефтяных фракций – удаление из них соединений серы и азота. Загруженные на Сызранском заводе катализаторы дают возможности для эффективной переработки именно вакуумного газойля. Это обеспечивает выработку дополнительных объемов бензина и дизеля, соответствующих самым высоким требованиям по экологичности.
Установка гидроочистки вакуумного газойля – обязательный элемент производственной цепочки современного нефтеперерабатывающего завода. Здесь идет непрерывная химическая реакция, основа которой – как раз новый отечественный катализатор.
Все предприятия "Роснефти" выпускают топливо экологического стандарта Евро-5. Для сравнения: в 90-е годы требования к топливу были совсем другие: например, серы в дизеле допускалось в 0.2%. В современном дизеле Евро-5 содержание серы – 0.001%, то есть в 200 раз ниже. Соответственно, нынешние катализаторы должны быть в 200 раз активней, чем предшественники. До 2019 года единственной возможностью российских нефтепереработчиков для производства дизельного топлива было использование импортных катализаторов.
В прошлом году компания Роснефть, первой в России, выпустила собственный катализатор, первая партия которого была загружена на одном из уфимских НПЗ. Результаты работы данного катализатора в течение 13 месяцев превзошли все ожидания. Катализатор в установке работает уже 13 месяцев. По прогнозам, эта партия проработает до полутора лет. Ни один западный катализатор не выдерживает и года.
В этом году специалисты "Роснефти" сделали три загрузки на предприятия Рязани и Уфы. Программа импортозамещения стала одним из важных направлений стратегии развития "Роснефть – 2022".
"Это касается и катализаторов, и технологий, и оборудования по всей цепочке производства нефтепродуктов. Наш завод тоже включен в программу импортозамещения. Могу сказать, что до 90 процентов оборудования, которое мы закупаем для строительства и реконструкции наших объектов – это отечественное производство", – говорит главный инженер АО "Сызранский НПЗ" Константин Кусакин.
Уже сейчас можно сказать, что собственный катализатор вакуумного газойля демонстрирует активность на уровне лучших мировых образцов. Низкая начальная температура эксплуатации прогнозирует более продолжительный межрегенерационный цикл по сравнению с использовавшимися ранее импортными катализаторами.
Пионерами во внедрении нового поколения российских катализаторов гидроочистки дизельного топлива стали нефтепереработчики уфимского НПЗ "Роснефти".
Теперь на базе Сызранского НПЗ предстоит доказать высокую эффективность еще одного российского ноу-хау – катализатора гидроочистки вакуумного газойля, выпущенного на предприятии РН-кат.
"Гордость, конечно, за свою "Роснефть", за свою страну, что переходим спустя год на импортозамещение и показываем не только в России, но и во всем мире, чего достойны наши катализаторы", – отметил и.о. главного технолога АО "Сызранский НПЗ" Губанов Алексей.
В современной нефтепереработке катализатор – ключевой элемент технологического процесса, одновременно один из самых наукоемких и технологичных в нефтепереработке. Потенциальный рынок сбыта для такой продукции – практически все страны мира, где ведется переработка нефти.