В США, за неделю до президентских выборов, возобновились массовые беспорядки. На этот раз в городе Филадельфия, штат Пенсильвания. Поводом стала гибель чернокожего жителя от рук полиции.
Толпа ревет: "Это наши улицы". И спорить с ней бессмысленно. Она здесь власть. И пока эта власть кажется куда более убедительной, чем полиция, почти весь городской штат, национальной гвардия, которую прислали накануне. И местный мэр попросил остановить насилие, но так и остался не услышанным.
Протесты в Филадельфии продолжаются уже вторую ночь. И теперь они вспыхнули с новой силой. Полиция перекрыла несколько улиц, вокруг десятки полицейских машин, сотни человек личного состава полицейский и национальной гвардии, однако протестующих пока это не остановило.
Полицейский участок – казалось, гарант безопасности. Но и именно здесь сегодня безопасности искать не стоит. Людей сотни, настроены они агрессивно, большинство в масках. Коронавирус тут ни при чем, так они прячут лица. Зато хорошо видны кисти рук, в них, как правило, вложены биты, ломы и прочие орудия уличной борьбы. Над головой со свистом то и дело пролетают камни, лампочки, куски кирпича. Их бросают прицельно в полицейских. И разъяренные люди неустанно выкрикивают причину того, почему они здесь.
- Как его звали?
- Уолтер Уоллес!
Уолтер Уоллес – 27-летний чернокожий мужчина, застреленный полицейскими двумя днями ранее. Его имя забывать здесь явно не планирует, по крайней мере в ближайшие дни. Над курсирующей между районами толпой кружит полицейский вертолет, впрочем, протестующих не пугает ни он сам, ни перспектива быть арестованным. Накануне в Филадельфии арестовали свыше девяносто человек, и это кажется лишь подтолкнуло толпу к новым беспорядкам.
Те улицы, что еще не перекрыты, горят огнями проблесковых маячков, на очередной вызов мчатся то автомобили полиции, то пожарной охраны. Филадельфия бастует и горит.
Официально закрыты 7 жилых районов – жителей убедительно просят не выходить из дома без крайней необходимости. Все магазины, кафе и заправочные станции, даже те, что находятся в удаленных от протестов районах, закрыты. Причем такое решение владельцы приняли сами – местные власти с такой просьбой к ним не обращались.
Обращений от властей пока в принципе критически мало. Убийство Уоллеса обещают расследовать, однако обещаниями эту толпу не успокоишь. И можно ли ее успокоить в принципе – вопрос пока что открытый. Противостоять ей почти невозможно, она крушит, громит и поджигает все, до чего успеет дотянуться. Днем ранее этим чем-то стали четыре машины полицейских и одна пожарная. Стражи правопорядка хоть и вооружены, но обороняются только щитами и велосипедами, ими протестующих оттесняют с места скопления, ими же блокируют дальнейший путь.
26 октября различные травмы получили 30 полицейских, одну из них протестующие сбили фургоном. Количество пострадавших в этой ночи подсчитают ближе к обеду по местному времени. Применять газ, дубинки и уж тем более оружие сейчас силовому блоку крайне нежелательно: неделя до выборов. Массовые протесты и столкновения с полицией могут сильно ударить по обоим кандидатам. Дональда Трампа и так давно обвиняет в расизме. А Джо Байдена можно обвинить в бездействии демократов – мэр Филадельфии как раз один из них.
"Жизнь не гарантирована никому, – констатирует темнокожий американец, – Как и этому парню, которого вы застрелили".
С гарантиями в последнее время в США и правда не важно. Если только речь не идет о грабежах и мародерстве – с ними исправно после каждого митинга нет никаких проблем.
Лутинг ("грабеж" и "погром") в протестной Америке – как новый вид спорта, выносят все что попадется под руку, в данном случае LCD-телевизоры. Один, кстати, так не донесли, бросили.
Зато унесли массу всего другого. Десятки предприятий Филадельфии разграблены. Двери магазинов взламывают толпой с помощью молотков и тех самых бит, что не пригодились во время протестов. Маршрут грабежей – от центра бытовой электроники до соседнего обувного, а оттуда напрямик в гипермаркет с одеждой. Как воровство помогает отстоять права черных, ни они сами, ни правозащитники так и не смогли объяснить, но справедливости ради грабят не только те, кто выходил на протесты. Сюда в поисках наживы приезжают на автомобилях целыми семьями. И набивают награбленным целый багажник. Полицейских – ни души, они все еще заняты на других улицах, где не только воруют, но еще и жестоко бьют.