Гигантские суммы: реставрационный скандал в Москве

В Москве разразился громкий скандал. Арендаторов, вложивших в реставрацию старинных особняков гигантские суммы, выселяют за якобы неэффективное использование памятников архитектуры, а вот обитателей заброшенных зданий не трогают.

Сразу несколько московских памятников архитектуры оказались в центре скандала. С арендаторами, которые вложили в реставрацию исторических особняков гигантские суммы, расторгают договоры якобы за неэффективное использование федеральных памятников. Парадокс в том, что в городе множество зданий, о которых действительно не заботятся, но выселить их обитателей не так-то просто

Дом 8 по улице Верхняя Радищевская документально – памятник вновь выявленный. Фактически – несомненный. Первый этаж помнит наполеоновские пожары, второй – надстроен купцом Кулаковым сразу после них.

То, что за зданием особо никто не следит, в глаза бросается сразу. Окон частично нет, частично они распахнуты. Около заднего входа свален какой-то старый хлам, сама дверь явно не используется. Второй вход когда-то был закрыт, затем взломан, затем заколочен и вскрыт опять. И внутри ничего интересного.

Это если смотреть на строительный мусор. Но вот за ним открывается прекрасно сохранившаяся старинная кирпичная кладка. В руках ценящего и любящего старину хозяина здание стало бы архитектурной жемчужиной. Но владелец современный попался совсем нерадивый,

Дискуссию с собственником пришлось вести в процессе управления хитросплетением тепловых труб и вентилей, от которых поступает тепло и в соседние здания тоже. Собственник поневоле еще и кочегар. Претензий в свой адрес не принимает категорически.

"Действительно, все здания в этом городе должны быть приведены в порядок. Но когда вы не знаете, что нужно сделать? Вот я хочу продать, а человеку, к примеру, ну, нужно ресторан сделать, да? Он будет делать совершенно другой интерьер, совсем все по-другому. Город попросил меня сделать фасад, я его сделал", – говорит представитель собственника Дмитрий Потапов.

Особняк продается, но одновременно город еще и судится с собственником, требуя здание изъять за ненадлежащее содержание. Получается своеобразное юридическо-капиталистическое соревнование. И это одна сторона медали. Но есть и другая. Вице-президент благотворительного фонда охраны и должного содержания объектов культурного наследия Юлия Жувагина жалуется, что все социально значимые программы будут выкинуты на улицу.

"Своеобразное проявление злой иронии судьбы. Благотворительный фонд охраны объектов культурного наследия выселяют как раз из объекта культурного наследия. Жилой дом купеческой усадьбы 19-го века в Кадашах фонд получил по договору безвозмездного пользования с Минкультом еще в 2007 году. Сейчас здесь выставочные залы и детские театральные студии. Никакой коммерческой деятельности у нас здесь не ведется, мы ее не имеем права вести по закону. Мы хотели бы выяснить, какие к нам претензии?!" – возмущается Жувагина.

Иск предъявлен от имени структуры ДОМ.РФ, уполномоченной государством изымать памятники у недобросовестных арендаторов для продажи с торгов.

"Компания ДОМ.РФ реализует федеральное имущество, неэффективно используемое, в рамках федерального закона о содействии жилищному строительству", – говорит руководитель подразделения продвижения и предоставления земельных участков компании ДОМ.РФ Николай Саровакша. То есть сейчас речь идет о продаже старинного особняка в частные руки.

"Главная ценность этого дома в том, что оно построено до революции, любой дореволюционный дом представляет ценность. Что оно низкоэтажное, что соответствует задачам Кадашей и Замоскворечья в целом. Здание имеет характерные украшения периода эклектики", – рассказывает москвовед Денис Дроздов.

Еще один памятник федерального значения под выселение – дом поэта Аполлона Майкова на Большой Спасской улице. Дом Майкова все справочники приводят в пример как образец блестящей научной реставрации. Воссозданы не только исторические фасады и интерьеры, здание целиком подняли на метр. Все это обошлось арендатору больше чем в 230 миллионов рублей.

"Неэффективного использования просто быть не может, потому что ставка арендной платы установлена государством самим, здесь торг был неуместен, государство пришло и сказало: в обмен на вложенные инвестиции я устанавливаю такую вот ставку льготную", – говорит управляющий партнер юридической фирмы Валерий Медведев.

"Я считаю, причина выселения общественных организаций из памятников заключается в желании властей найти более эффективное коммерческое использование этих площадей", – заявил старший преподаватель Московского государственного института культуры Владимир Хутарев-Гарнишевский.

Юридическая компания, занимающая памятник на Большой Спасской по договору аренды до 2028 года, намерена отстаивать свои права в суде. Однако ни одного судебного дела, проигранного ДОМ.РФ, пока неизвестно. Нерадивый собственник за зданием не следит при этом годами, в то время как добропорядочный арендатор – с вещами на выход и большое спасибо за проведенную реставрацию.