Тема:

Коронавирус 2 недели назад

COVID и карантин погрузили Европу в самый глубокий кризис за всю ее послевоенную историю

Европа буквально захлебывается в коронавирусе. Комендантский час и жесткий карантин действуют во Франции, Бельгии, Германии. Экономика "ложится". На улицах – ожесточенные бои. Система здравоохранения – на пределе.

Европа буквально захлебывается в коронавирусе. Комендантский час и жесткий карантин действуют во Франции, Бельгии, Германии. Экономика "ложится". На улицах – ожесточенные бои. Система здравоохранения – на пределе.

Трехсторонняя граница. Несколько шагов и из Польши. Например, можно попасть в Чехию, а через небольшую речку – уже Германия. Это место – символ открытых границ Европы. Но коронавирус этот основополагающий для ЕС принцип разрушает. На ту сторону, в Германию, отсюда без отрицательного теста уже нельзя.

Последние данные: в Чехии – почти 13 тысяч заражений при населении всего 10 миллионов. Польша – антирекорд пандемии – 21,5 тысяча. В Германии число заболевших подбирается к отметке 20 тысяч. Европейская карта количества зараженных не просто краснеет – она уже бордового цвета.

То же самое и с загруженностью больниц. Ситуация в Бельгии настолько тяжелая, что министр здравоохранения во время брифинга не может сдержать слез. В стране пошли на отчаянную меру: медработников с положительным тестом на COVID-19, но без симптомов заболевания теперь просят выходить на дежурства.

В Италии, где думали, что худшее уже осталось позади, вновь бьют тревогу. Палаты интенсивной терапии заняты только больными с коронавирусом.

Больницы Франции – на пределе возможностей. В Париже две трети всех коек реанимации заняты пациентами с коронавирусом в тяжелой форме. Как следствие – жесткие карантины и комендантский час уже действуют во многих странах как на севере, так и на юге.

Но реакция на возвращение ограничений в Европе болезненная. Коронавирусный бунт в Барселоне – в полицейских летят рекламные щиты, перила, камни и файеры. Закончилось все разграблением магазинов.

Протесты прокатились по всей Италии, а в Риме, Вероне, Неаполе, Милане и Турине переросли в беспорядки. Демонстранты, недовольные возвращением ограничений для бизнеса, атаковали муниципальные учреждения.

Протестами отметили годовщину образования независимой Чехословакии. Противники карантина вышла на площадь Республики в центре Праги. В стране запрещено собираться больше двух человек в общественных местах. Полиция взяла митинг в кольцо и не пропускает новых участников.

Многие из присутствующих из-за локдауна лишились работы. "У нас нет семейного бизнеса теперь, нам пришлось закрыть его из-за таких мер правительства, поэтому мы без работы, и никто нам не поможет. Как мы будем оплачивать электричество, воду? Это ненормально. Правительство нам ничего не даст, они просто гребут под себя все", – говорят местные жители.

В одном из парков тоже собрались недовольные ограничениями. Эта акция согласована мэрией не была, поэтому атмосфера здесь напряженная. В итоге протестующих вытеснили из парка, в драку со спецназом и конной полицией митингующие решили не вступать. В Чехии, где действуют и общенациональный локдаун, и комендантский час с 9 вечера до 6 утра, опасаются их последствий – безработицы и спада экономики. Причем в рядах протестующих есть и чиновники.

"Сторонники политики контроля не осознают, что их меры повлияют на жизнь простых людей именно в результате экономических потерь, которые приведут к экономическому кризису. А он лишит сотни тысяч людей средств к существованию", – заявил Лудек Тесарж, эксперт по госфинансам, экс-глава Департамента аппарата правительства Чехии.

Но и в Чехии система здравоохранения – на грани своих возможностей – больше 15 тысяч чешских медиков заболели коронавирусом. В стране запускают однодневные курсы, чтобы обучать волонтеров. А пациентов с другими заболеваниями срочно отправляют по домам, чтобы освободить место для коронавирусных больных.

Но объявивший ужесточение мер премьер Бабиш летом заявлял, что и экономика страны не выдержит еще одного карантина. Туристическая отрасль – солидная часть чешского ВВП. Самый знаменитый курорт страны – конечно, Карловы Вары. В этом году туристический сезон здесь даже не начинался. Мэрия города еще в июне недосчиталась в казне 6 миллионов евро. Тогда надеялись, что к сентябрю на воды вновь вернутся туристы.

Но в итоге магазины закрываются целыми улицами. Распустили персонал гостиницы, даже одна из старейших – отель "Пупп". Знаменитые колоннады с источниками пусты. В попытке вдохнуть жизнь в остановившуюся экономику курорта повсюду – объявления о продаже недвижимости, с которой еще недавно никто и ни за какие деньги не хотел расставаться.

Свой отель Александра Крабцова закрыла 15 марта. После первой волны казалось, есть надежда. Но вот уже три недели ни одной резервации. Предприниматель с пониманием смотрит на тех, кто выходит протестовать.

"Людей, которые занимаются бизнесом, я понимаю, они выходят от безысходности. Нужно кормить семьи, люди в отчаянии. Я их понимаю, но тем, что мы выйдем все на улицу, вопрос не решится", – считает Александра.

Неожиданное решение вопроса с вакциной – которой в Чехии пока нет – предложил соотечественникам пражский бизнесмен Андрей Константинов. "Спутник-трип" – так он назвал свое коммерческое предложение поехать в Россию на прививку от коронавируса. С медицинским туризмом Андрей раньше связан не был – занимается продвижением и продажей билетов на концерты. Говорит, на идею натолкнула безысходная ситуация в Чехии.

На официальном уровне Чехия неоднократно повторяла: российскую вакцину не рассматривает. Страна, как и остальной Евросоюз, будет ждать 2021 года – ориентируются на массовую прививочную кампанию не раньше следующего лета. А пока нет вакцины, Европа продолжает стоять перед выбором: сохранять экономику или жизни.

На выходных о шестинедельном строгом карантине объявила Бельгия. С понедельника Германия, которую считали самой успешной в борьбе с коронавирусом на континенте, закрывает рестораны и магазины. И комендантский час, и карантин действуют во Франции. Следующая на очереди – Великобритания, с 5 ноября в Англии на месяц – жесткий локдаун.

Коронавирус и карантин погрузили европейскую экономику в самый глубокий кризис за всю ее послевоенную историю.