В российской столице создают цифровую базу таксистов. Контролировать, сколько времени водитель провел за рулем, действует ли у него удостоверение, оформлена ли страховка – будет региональная навигационная система. С начала года жертвами ДТП с участием такси в Москве уже стали пятьдесят человек, полторы тысячи пострадали.
Мячковский бульвар. Таксист врезался в легковушку, вылетел на тротуар и протаранил столб.
Улица Люблинская. Желтая машина выезжает на встречную полосу. Лобовое столкновение. Последствия аварии на МКАД печальны, здесь водитель такси уснул за рулем.
Сестру Михаила Муратова таксист сбил на пешеходном переходе.
"Она погибла. Водитель, скажем так, ударился в бега", – рассказывает Михаил.
Агрегатор зарегистрировал водителя по поддельному паспорту и правам. Нашли беглеца только через три месяца в Туле, где он снова возил пассажиров.
"Его поймали с очередными поддельными документами", – намекает на рецидив Михаил Муратов.
Журналисты вызвали такси через приложение. Водитель без смущения рассказывает, как его коллеги решают проблемы с законом. Схема отработана: билет на родину и замена документов.
"Меняется фамилия, паспорт. Это все легко меняется. Они делов натворили, букву поменяли в фамилии, обратно вернулись", – таксист объясняет, как обеляют себя заново проштрафившиеся коллеги.
Чтобы отсечь нелегалов, столичный департамент транспорта создает цифровую базу водителей такси.
"Нам важно понимать, кто находится за рулем автомобиля в данный момент, ведь перевозку осуществляет конкретный водитель. И, к сожалению, агрегатор интернет-заказов не занимается в должной мере контролем", – подчеркивает заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин.
Всю информацию о водителе таксопарки и агрегаторы обязаны передавать в ЦОДД в режиме реального времени.
"Люди из ближнего зарубежья, которые не могут по определению садиться за руль, сидят и водят. Эта система будет выбрасывать и не будет допускать, условно, водителя к заказу", – рассказывает механизм работы цифровой базы таксистов председатель координационного совета профсоюзов таксистов, член общественного совета Минтранса России Андрей Попков.
А еще таксисту нельзя работать больше 12 часов. Но и этот запрет легко обходят.
"Могут проработать по одним аккаунтам сколько-то часов – там, по другим аккаунтам – здесь. Они могут сутками работать", – делится еще одной таксистской тайной Владимир Красносельский.
Теперь работать сутками не получится. Если таксист на линии больше положенного – система заблокирует профиль сразу во всех приложениях.
"Для того, чтобы заказы передавались только легальным перевозчикам, для того, чтобы снизить аварийность и видеть сколько водитель находится на линии – тот цифровой профиль, который сегодня Департамент транспорта вводит", – подчеркивает рукводитель таксопарка Богдан Коношенко.
В машину Алексея Косенкова врезалось такси. Но за ремонт пришлось платить самому.
"Выходит таксист, – вспоминает то, что было сразу после ДТПЮ, Алексей Косенков. – Я говорю: у вас есть страховка? Он говорит: у меня нет страховки, вообще нет страховки. Я позвонил в страховую, они говорят: если нет ОСАГО, делайте гражданский иск. К кому? Он – гражданин другой страны. Ты поедешь в Таджикистан в суд подавать?"
Сейчас водителя без страховки может поймать только инспектор.
- Будет предоставлен страховой полис?
- Нет.
- Не будет?
- Нет, нет.
- Тогда в отношении вас будет составлен материал.
Но скоро этим займется программа. Нет страхового полиса или он поддельный – отправят в черный список.
"Мы передаем информацию по его страховому полису, водительскому удостоверению в базу данных, государство уже по своим учетам прогоняет. Эта система реально помогла бы очистить рынок и от поддельных страховых полисов, и от нехороших людей в сфере такси", – уверен директор компании-агрегатора Максим Шушарин.
Оцифровать профили всех водителей такси должны до конца 2020 года.