Выявлять непристегнутых водителей и любителей поговорить по телефону за рулем в столице теперь будут дорожные камеры. Они сфотографируют нарушителя, а снимки проанализирует нейросеть. Штраф выпишет инспектор. Как будет работать система и застрахована ли она от ошибок?
Это сенсация — первая в мире камера, которая может работать от солнечных батарей. Не успел ЦОДД заявить о намерении фиксировать и штрафовать непристегнутых водителей и тех, кто разговаривает за рулем по телефону, нам показали ее, первую в мире интеллектуальную камеру, способную воплотить мечту инспектора в реальность. В устройстве стоит графический процессор, на котором работает нейросеть.
Разработчиком камеры является Сергей Ласкин. Чудо техники вот-вот должны отправить на выставку.
Говорят, что-то подобное есть и у китайцев, но там специализируются на распознавании лиц. Российские программисты взялись решить задачу потруднее. Как заставить искусственный мозг безошибочно определить, пристегнут ли ремень и ремень ли это? Какое движение делает водитель и телефон ли в его руке?
Новость от ЦОДД взволновала автолюбителей. Вдруг нейросеть ошибается, а штраф-то уже выписали? Такое уже случалось.
"Я боюсь, что на первом этапе будут, как минимум, серьезные ошибки. Надеюсь, что к тому времени уже будет законодательство, которое позволит быстро, легко и онлайн опротестовывать штрафы", — прокомментировал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Разработчики признают ответственность, но камеры ЦОДД хочет ставить уже сейчас.
"Система обучалась на тысячах снимков, чтобы правильно фиксировать признак нарушения. Она получила одобрение контролирующих органов", — отметил заместитель руководителя дирекции фотовидеофиксации ЦОДД Егор Чернов.
На данный момент нейросеть, как младенец, учится.
Мы провели очень простой и очень наглядный эксперимент, пристегнулись ремнем безопасности и сняли этот процесс на редакционную камеру с расстояния трех метров. На темном фоне ремень слабо различается, а с телефоном еще сложнее.
Сергей Ласкин рассказал, что полностью рабочей нейросети, различающей ремни и телефоны, не существует пока и не будет существовать еще пару лет. А, значит, камеры поставят, но решение о штрафе будет принимать человек.
Как пример берем снимок, на котором хорошо видно: водитель не пристегнут и в руке у него мобильный. Хотя нужно еще доказать, что автолюбитель именно ведет разговор. В Германии, например, разразился скандал. Водитель в суде доказывал, что просто грел ухо горячим смартфоном. В результате пришлось обратиться к биллингу и штраф отменили.
Напомним, что штраф за непристегнутый ремень составляет тысячу рублей, а за разговор по телефону — полторы. Если фотография нечеткая, решение примут в пользу водителя. Так, по крайней мере, обещают в ЦОДД.