На этой неделе в России сохранялось медленное нарастание ежедневного числа заболевших. Рубеж в 20 тысяч заболевших взят в пятницу, а в субботу еще и подтвержден. Медленно, но все же растут суточные показатели числа умерших от коронавируса. Хотя, казалось бы, странно, ведь эффективные лекарства есть в наличии, а протоколы их применения Минздравом разработаны. Причем определенные для выздоровления на дому препараты решением президента Путина должны выдаваться заболевшим бесплатно.
Проблема, очевидно, в том, что люди не лечатся или лечатся не так. "Главное при этом не рваться в аптеку и не покупать лекарства, не заниматься самолечением. Вы знаете, кто умирает в наших больницах в первую очередь? Это те, кто занимался самолечением, это 95%", – заявил мэр Москвы Сергей Собянин.
То есть речь идет о запущенных случаях. А чаще других заболевают, как сообщила глава Роспотребнадзора Анна Попова, те, кто не соблюдают меры санитарной защиты в общественном транспорте. 80% от всех заболевших.
Кстати, это заявление было истолковано в соцсетях как то, что опасен сам транспорт. Но, чтобы не обманывать себя, лучше все же уточнить: не сам транспорт, а несоблюдение мер безопасности в нем. Так будет точнее.
И помним: правительству России уж очень не хочется нас запирать по домам. Поможем ему общей сознательностью.
Упадок сил, пробелы в памяти, в голове как будто туман – встреча с коронавирусом запоминается надолго. Когда случаи были единичными, их принимали за совпадение. Но череда случайных совпадений переросла в статистику: коронавирус бьет в голову. Вирус может инфицировать клетки мозга и блокировать доставку кислорода. Истощающие симптомы болезни ученые все еще исследуют.
"В период развития инфекции возможны тяжелые состояния. И вот тогда возникает поражение мозга дисметаболическое, то есть не вследствие того, что вирус непосредственно повреждает мозг, а вследствие того, что возникли изменения, например, гипоксия, и вот тогда мозг страдает", – пояснил Владимир Парфенов, директор клиники нервных болезней имени А. Я. Кожевникова, заведующий кафедрой нервных болезней Сеченовского университета.
Коронавирус вызывает внезапный инсульт. Усиливая свертываемость крови, вирусная инфекция провоцирует образование тромбов. Бляшки закупоривают сосуды, питающие головной мозг. Кровь не поступает, клетки мгновенно отмирают.
Таких пациентов в Домодедовский сердечно-сосудистый центр привозят каждый день. Они могут принять не больше 20, потеснившись, – 24. Но это – предел. Сегодня больных запредельно много.
Он просто перестал дышать – сердце схватило. Еще не инфаркт, но уже предынфарктное состояние. Из машины скорой – на хирургический стол, только операция спасает.
"Мы видим, что не только пациенты-хроники, которые предрасположены к этому, у нас были молодые люди и 28 лет, и 34 года, и 40 лет, у кого на фоне практически полного здоровья соматического возникла ковидная инфекция. Это тромбы в сосудах сердца, в сосудах головного мозга. Вот человек заболел сегодня, а через 1-2 дня – инфаркт или инсульт", – рассказал Андрей Осипов, главный врач Домодедовской ЦГБ.
Коронавирус действует на нервы. Это видно на практике. Но в теории еще надо доказать. В Институте биоорганической химии влияние коронавируса на мозг человека начинают исследовать на мышах. Для эксперимента отобрали грызунов с привитым человеческим геном.
"Эффекты на головной мозг могут быть отсроченными, как, например, увеличение вероятности развития нейродегенеративных заболеваний. И вот это может быть самым опасным последствием коронавируса. То есть пандемия закончится, а эффекты от коронавируса у тех, кто им переболел, могут сохраниться", – отметил Алексей Семьянов, член-корреспондент РАН, замдиректора Института биоорганической химии.
Но пандемия все не заканчивается. Привычно гремя кастрюлями из той, доковидной, жизни, буфетчица зазывает всех на обед. Посуда должна быть одноразовой, но пациентам разрешают есть из керамической, как дома. Сегодня и рисовый суп по-домашнему. Для Ольги это последний обед в больнице. Выздоровление было тяжелым: ни аппетита, ни сил, чтобы есть. Пока ждет выписку, продумывает меню для настоящего домашнего обеда.
Эта подмосковная больница первой в России стала принимать пациентов с подозрением на коронавирус. Сначала как обсервация. 25 января сюда привезли из аэропорта Домодедово иностранных туристов. Инфекционное отделение, построенное по системе Мельцеровских боксов, когда в каждую палату – отдельный вход, и раньше встречалось с экзотическими инфекционными болезнями: малярия, лихорадка Западного Нила. COVID-19 в начале года тоже воспринимали как экзотику.
К новой инфекции сначала всерьез не относились. С международных рейсов снимали иранцев, англичан, французов. Из симптомов – легкий кашель, небольшая температура. Их быстро выписывали. К концу марта коронавирус показал себя.
"Не ожидали такого распространения, честно говоря. Такое количество пациентов за всю мою практику – я работаю 33 года – я еще ни разу не видела. Мы проходили через вспышку дифтерии, но это тоже последствия нашего отказа от вакцинации. Да, было много пациентов, но это не потребовало развертывания дополнительных госпиталей во всем мире", – отметила Ирина Шилкина, заведующая инфекционным отделением, главный инфекционист Минздрава МО.
Одноместные боксы заставлены кроватями: больных везут, больница принимает. На 70 койках – под сотню пациентов. Весной из отделения бежали, теперь в госпиталь бегут.
"Пациенты очень боятся остаться одни, и родственники часто боятся находиться с ними. И когда пациент один находится со своей болезнью, то это очень тяжело, потому что он ждет помощи. А дома… Ну, придет к нему врач. Он придет на несколько минут, посмотрит – и все. Почему они хотят в стационар? Потому что понимают, что здесь им обязательно помогут", – говорит Ирина Шилкина.
На несколько минут у Эдуарда никогда не получается. Участкового врача так быстро не отпускают. В синий чемодан он складывает шпатели, медицинские маски, пробирки для мазка на коронавирус. Сегодня берет по максимуму. В оранжевый чемодан ему соберут лекарства – весной эта сумка была немного легче. За пару минут надевает защитный костюм – ему ходить так всю смену. Он за день обойдет 25 адресов – не меньше. На три ковидные бригады – рекордные 170 вызовов. Обращения пациентов предварительно отфильтровали.
На контроле – больше ста пациентов с вирусной пневмонией. Пульмонолог Ирина Шмиткова с коллегой на двоих обзванивают каждого. По телефону диагноз не ставят – предполагают. За полгода в таком режиме она научилась слышать пациента. По сухому кашлю и придыханию определяет: человеку срочно надо в больницу. И еще полчаса уговаривает.
"Пациента иногда получают отрицательные мазки и говорят: я не поеду в инфекционный стационар, у меня отрицательный мазок. Я говорю: у вас характерные изменения при КТ, которые тоже являются стандартом, что говорит о том, что это вирусное поражение. Мазки бывают и отрицательными", – подчеркнула Шмиткова.
У иммунитета тоже есть свои загадки. Бывает так, что болезнь обнаружена, антител к вирусу у переболевшего нет. Но это не повод для паники. Антитела не единственная защита от коронавируса.
"Если вирус уже исчез из организма, да, антигена нет. Зачем В-клеткам продуцировать снова и снова эти антитела, чтобы они ловили то, чего нет? Как бы это не их задача. Все-таки вот длительный продленный иммунитет, это, конечно, клетки памяти. Они покоятся в организме и могут сохраняться более долгое время", – сказала Татьяна Гапонова, первый заместитель гендиректора по трансфузиологии ГМИЦ гематологии, главный внештатный трансфузиолог Минздрава РФ.
Антитела исчезают. Но при новой встрече с вирусом Т-лимфоциты запускают их производство. В то же время они "гасят" вирус уже на входе и не дают инфекции распространяться, убивая зараженные клетки.
"Если бы у человека не сформировался иммунный ответ, то он бы не выздоровел. Почему-то же он поправился от коронавируса. Коронавирус сам не погибнет, то есть его что-то убило в организме человека. Просто не всегда мы можем этот иммунитет определить", – отметил Алексей Титов, инженер-исследователь лаборатории трансплантационной иммунологии НМИЦ гематологии.
Сейчас в России начинают исследовать клеточный иммунитет. В Национальном центре гематологии разработали тест, который определяет клетки памяти. В растворе белка коронавируса – компонент крови привитого вакциной человека. Синие точки на дне лунки – эти слепки Т-клеток.
Еще одно исследование должно ответить на вопрос: почему коронавирус ведет себя избирательно и болеют им далеко не все? Для этого были отобраны 20 человек, которые контактировали с COVID-положительными, но сами при этом не заболели.
"Может быть, это тот самый перекрестный иммунитет, который он приобрел за счет сезонной коронавирусной инфекции, встреча с коронавирусами другого типа, когда мы их как бы остро не чувствовали, тем не менее иммунитет уже знаком с этими антигенами и может защищать. Вот поэтому, может быть, в этом как раз одна из тех разгадок, почему болеют не все", – подчеркнула Татьяна Гапонова.
Каждый день коронавирус ставит антирекорды: если Москва и Санкт-Петербург идут в гору – здесь отчетливый рост заболеваемости, то в некоторых регионах уже замедление, а где-то даже и стабилизация.
"У нас объективно прирост заболеваемости, особенно в субъектах РФ. Выше, чем, например, было весной. Потому что весной у нас основная масса заболевших была в крупных мегаполисах. Это в первую очередь Москва и Санкт-Петербург. В ближайшее время, скорее всего, будет сохранение существующего уровня заболеваемости", – заявила Антонина Плоскирева, заместитель директора по клинической работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, доктор медицинских наук.
В Центральном институте эпидемиологии не берутся загадывать далеко вперед. Но отмечают: коронавирус своим поведением копирует "испанку". Сто лет назад у эпидемии гриппа был подобный трехгорбый график. Третий гребень коронавируса ожидают уже в феврале.
"Это сезонная респираторная инфекция, и понятно, что, исходя из этих событий, весной будет отчетливое снижение. Но пока мы не сформируем коллективный иммунитет, ожидать, что эпидпроцесс закончится и мы с вами пройдем через ноль в ближайшее время, не представляется возможным", – пояснил Александр Горелов, заместитель директора по научной работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, член-корреспондент РАН.
Отложенное действие коронавируса тоже сравнивают, правда, не с "испанкой", с обычным гриппом. Предположительно, риск развития инсультов от коронавируса в 7 раз выше. Стресс и паника как пособники коронавируса ухудшают течение болезни.
"Огромное количество людей, которые после перенесенного заболевания предъявляют жалобы на снижение памяти и других познавательных функций, имеет в своей основе не повреждение мозга, не вирус поразил головной мозг, а вот то состояние, которое переживалось длительно, было источником стресса, привело к тому, что повысилась тревожность, понизилось настроение, как следствие – снижение памяти и других познавательных функций", – рассказал Владимир Парфенов.
О вирусе уже известно много, но далеко не все. Еще нужно время, чтобы провести длительные исследования и в конце каждого вопросительного предложения поставить точку.