Российским военным предстоит проконтролировать сначала прекращение огня в Нагорном Карабахе на линии соприкосновения армянских и азербайджанских сил, а потом и окончательную остановку казавшегося бесконечным регионального конфликта. По сути, выступят гарантами мира в течение, как минимум, пяти лет, согласно трехстороннему соглашению между Москвой, Баку и Ереваном. Личный состав, как уже было сказано, – без малого две тысячи человек. Весьма внушительная численность. Плюс вся необходимая техника. Кроме того, специальный борт Ил-76 уже доставил в Закавказье офицеров командования 15-й мотострелковой бригады Центрального военного округа. Именно она, как уточнили в Минобороны, составляет основу отечественного миротворческого контингента. И, конечно, достойна отдельного обстоятельного разговора, поскольку соединение во многих смыслах уникальное. Причем не только для российских вооруженных сил.
Жесткая дисциплина, преданность традициям и наследию военного дела. Такая характеристика миротворцев от самих ветеранов. Кто эти люди, которые приезжают на чужую войну и делают так, чтобы там вновь не вспыхнул пожар?
"Ее особенность заключается в том, что там служат исключительно одни контрактники. Там нет ни одного солдата срочной службы. Все они владеют иностранными языками, или по крайней мере должны владеть иностранными языками. То есть, как правило это английский язык – язык миротворчества. Иногда французский", – говорит полковник в отставке, военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин.
Это, конечно, далеко не все профессиональные навыки. Операции по "принуждению", "установлению" или "поддержанию" мира – ключевые миссии миротворцев. Первый сценарий к Карабаху никакого отношения не имеет. На протяжении всего военного противостояния Москва не раз заявляла: появление миротворцев возможно только с согласия Баку и Еревана. И вот трехсторонний документ о прекращении военных действий подписан – миротворцы собираются. И приступают к выполнению своих обязанностей.
"Организация пунктов пропуска, охраны, путей маршрутов движения гуманитарной помощи, беженцев, занимаются обеспечением безопасности обмена пленными. Солдат, сержантов, офицеров, учат уважительно относиться к местному населению, учат знанию законов войны современной, которые написаны в Женеве. С ними проводят учебные мероприятия представители Красного Креста, международных организаций", – объясняет военный корреспондент ВГТРК Александр Сладков.
Полное название основного контингента миротворческой бригады – 15-ая отдельная мотострелковая Александрийская бригада. Создана еще 15 лет назад под эгидой ООН. И, соответственно, действуют строго в рамках международных стандартов и правил.
"Там нет артиллерии калибром свыше 100 миллиметров, потому что миротворцы должны быть вооружены стрелковым оружием. Да, у них есть бронетранспортеры, у них есть средства связи, средства разведки, беспилотники. У них есть все, что нужно, чтобы обеспечить мир на линии соприкосновения между двумя сторонами", – говорит Литовкин.
На данный момент военнослужащие и полицейские из России участвуют в нескольких миротворческих миссиях ООН – на Ближнем Востоке, в Южном Судане, Центральноафриканской республике, Западной Сахаре, Конго, Судане, Косово, Колумбии и на Кипре.
"Навести мир между враждующими сторонами – это страшно тяжелая работа. И в Сеьрра-Леоне и Центральноафриканской республике, и в Конго – там львиная доля заслуг принадлежит российским миротворцам. Российское миротворчество – это еще и жертвы", – объясняет полковник в отставке, военный обозреватель газеты "Комсомольская правда" Виктор Баранец.
Миротворцы летят в Карабах. Работа действительно опасная. За все время острой фазы конфликта в Карабахе временное гуманитарное перемирие объявляли трижды. И трижды стороны обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня с первых же минут. Сегодня таких сообщений нет. И благодаря миротворцам теперь удастся этот хрупкий мир сберечь.