Тема:

Коронавирус 3 недели назад

Ошибка журналиста: нижегородский суд оштрафовал ковид-фейкомета

Суд оштрафовал журналиста из Нижнего Новгорода на 300 тысяч рублей. За фейк про коронавирус.

300 тысяч рублей. Сумма штрафа, назначенного судом Нижнего Новгорода Александру Пичугину. Местному журналисту, которого признали виновным по статье о распространении ложной информации с угрозой для жизни и безопасности граждан. А конкретно – коронавирусного фейка.

Прокуратура просила реального тюремного срока, но его Пичугин избежал. Хотя вердиктом всё равно категорически недоволен. Вообще не признаёт вины: теперь готов, цитата, "идти по всем инстанциям". И тут, конечно, стоит напомнить, с чего началась эта история.

Ещё весной он разместил у себя в телеграм-канале резонансный пост. Где было дословно сказано, что в России "проходит спланированная акция по инфицированию населения смертельно опасной болезнью". Тем самым – привлёк внимание Следственного Комитета и Федеральной Службы Безопасности.

Однако от претензий по факту вброса сразу начал открещиваться: мол, на самом деле публикация была саркастической и аллегорической – с целью, во-первых, обратить внимание на массовые скопления людей в условиях пандемии. Во-вторых, пожурить тех, кто нарушает социальную дистанцию.

Собственно, и после приговора – настаивает именно на такой трактовке. А насколько она обоснованная?

"Не оценили мои литературные таланты", – журналист Александр Пичугин о приговоре, озвученном нижегородским судом. Из зала заседаний обвиняемый организовал онлайн-трансляцию

"В ходе разбирательства, вину обвиняемый не признал. Приговором назначен штраф – 300 тысяч рублей, с рассрочкой на 10 месяцев, с выплатой ежемесячно 30 тысяч рублей", – сообщила Юлия Склярова, старший помощник руководителя СУ СК РФ по Нижегородской области по взаимодействию со средствами массовой информации.

Итогом разбирательств автор поста, признанного фейковым, остался недоволен. Рассказывает. Он дескать пытался выразить недовольство тем, что люди в пандемию отмечают религиозные праздники. Решил, можно сказать, завуалировать. И написал про план заражения, о котором якобы даже известно спецслужбам.

"Как выяснилось, в литературоведении есть прием отчуждения, когда привычные вещи объясняются другими именами, чтобы была у людей возможность взглянуть на вещи свежим взглядом", – оправдывается Александр Пичугин, журналист, блогер.

Свежим взглядом этот пост был прочитан подписчиками телеграм-канала, которых на момент публикации было больше семисот человек. Один из них и обратился в Следственный комитет. Дело это рассматривалось несколько месяцев. За ним внимательно следили в Союзе Журналистов России.

"Тут, если сказать по-простому, человек в телеграм-канале пытался видимо пошутить, но сморозил глупость, при этом мы считаем, что наказание предлагаемое несоразмерно тому, что он сделал", – отметил Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Свою поддержку коллеге выразили местные журналисты. Намереваясь, если дело действительно дойдет до штрафа, помочь ему материально.

"Утро началось с того, что председатель нашего союза журналистов нижегородского мне написала: ну что, будем сбрасываться на штраф. Так что, будем поддерживать и помогать", – заявила Ирина Панченко, советник президента компании "ТЕКОМ", заместитель председателя общественной организации "Союз журналистов Нижегородской области".

Александр Пичугин говорит, что действовал из благих, якобы, намерений. Хотел, мол, предупредить, как опасно нарушать режим изоляции. В чистоту его порыва верят, конечно, не все.

"Когда журналист, который знает, как обращаться со словом, умеет, прекрасно понимает, какие могут быть последствия у подобной истории, и на это идет – он должен и меру ответственности за это понимать", – считает Александр Малькевич, глава Фонда защиты национальных ценностей, первый заместитель председателя комиссии по СМИ Общественной палаты РФ.

А за фейки о коронавирусе наказание сейчас действительно строгое. Штрафы до семисот тысяч, ограничение свободы до трех лет. Или же до года исправительных работ

"Полагаю, что тот закон, принятый в апреле, адекватная мера защиты от распространения таких фейков. Мы видим, что людей начинают привлекать и к административной, и к уголовной ответственности, и все большее число людей понимают, что такие вещи являются отнюдь не безобидными", – считает Екатерина Мизулина, директор Лиги безопасного интернета.

Александр Пичугин намерен решение обжаловать. Пока приговор в законную силу не вступил.